Бюджет-2013: поддержка экономики и социальной сферы

ВЫСТУПАЯ на открытии сессии Совета Республики, спикер Анатолий РУБИНОВ дал оценку состоявшимся в Беларуси выборам пятого созыва парламента. По его словам, прошедшая кампания показала высокую гражданскую активность и мудрость избирателей. Люди проголосовали за единство и взаимопонимание в обществе, за устойчивость социально-экономического развития страны. Одним словом, парламентские выборы стали еще одним свидетельством консолидации общества вокруг курса Президента.

Вчера начали работу девятая сессия Совета Республики и одиннадцатая сессия Палаты представителей Национального собрания Беларуси

ВЫСТУПАЯ на открытии сессии Совета Республики, спикер Анатолий РУБИНОВ дал оценку состоявшимся в Беларуси выборам пятого созыва парламента. По его словам, прошедшая кампания показала высокую гражданскую активность и мудрость избирателей. Люди проголосовали за единство и взаимопонимание в обществе, за устойчивость социально-экономического развития страны. Одним словом, парламентские выборы стали еще одним свидетельством консолидации общества вокруг курса Президента.

Глава верхней палаты высказал разочарование по поводу оценок выборной кампании в предварительном отчете ОБСЕ. Он уверен, что предварительные выводы о несоответствии выборов в Беларуси международным стандартам не могут отражать мнение всех наблюдателей от ОБСЕ, работавших в стране.

Открывая пленарное заседание в Палате представителей, председатель Владимир Андрейченко напомнил, что для нынешнего состава это завершающая сессия. Спикер также отметил, что  парламентские выборы пятого созыва прошли в полном соответствии с Конституцией Республики Беларусь, национальным законодательством и международными нормами.

Владимир Андрейченко подчеркнул, что наиболее важным для этой сессии будет бюджетно-финансовый пакет законопроектов, а также проект закона по изменениям в налоговой сфере. Он пояснил, что предусматривается снижение налоговой нагрузки, прежде всего на субъекты предпринимательской деятельности, а также снижение банковских ставок по кредитам, увеличение бюджетных отчислений, в частности, на здравоохранение, образование и культуру.

Министр финансов Андрей Харковец представил парламентариям проект закона «О республиканском бюджете на 2013 год». Содокладчиком выступил председатель Постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Александр Антоненко.

Проект сформирован на бездефицитной основе из расчета курса доллара 8950 бел. рублей. Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируется в размере 197,41 трлн. рублей, или 31,3 процента ВВП. Доходы по проекту республиканского бюджета предусматриваются в сумме 121,72 трлн. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2012 года на 26,1 процента. Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в сумме 197,41 трлн. рублей. Расходы по проекту республиканского бюджета составят в сумме 121,72 трлн. рублей.

Основными особенностями проекта республиканского бюджета на 2013 год являются формирование инновационных фондов за счет средств уплачиваемого организациями налога на прибыль, изменение подходов по зачислению налога на прибыль в бюджет Минска, введение неналогового платежа для газоснабжающих организаций.

Планируется обеспечить большую доступность предприятий реального сектора экономики к кредитам, поскольку они в следующем году остаются достаточно дорогими, а кредиты нужны инвестиционного характера, чтобы предприятия могли успешно реализовать планы модернизации. Поэтому кредиты будут льготироваться для предприятий за счет бюджета. У министерств появляются новые источники для поддержки своих предприятий — это инвестиционные фонды.

Результатом снижения налоговой нагрузки на бизнес станет создание преимущественно на производственных предприятиях более 20 тыс. новых рабочих мест с заработной платой 500—700 долларов в эквиваленте. За счет этого налоговые поступления от одного предприятия, применяющего упрощенную систему по налогу с выручки, по подоходному налогу и отчислениям в Фонд соцзащиты населения, по оценке бизнеса, возрастут более чем в 4 раза, составив примерно 1,5 млрд. рублей в год. В настоящее время этот показатель оценивается на уровне 400 млн. рублей.

В будущем году планируется ввод в эксплуатацию 6,5 млн. кв. метров жилья, из них 2,5 млн. кв. метров будет жилье, строящееся с господдержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В целом объем средств на строительство жилья с господдержкой составит свыше 18 трлн. рублей, из которых 14 трлн. рублей —  средства бюджета. Предусматривается улучшить жилищные условия более 6 тысячам многодетных семей, около 1 тысячи семей, проживающих в общежитии более 10 лет, а также свыше 2 тысяч  специалистов и работников сельхозорганизаций и организаций социально-культурной сферы, других категорий.

В настоящее время Правительство рассматривает вопрос о возобновлении в системе государственной адресной социальной помощи такого вида издержки, как безналичные жилищные субсидии для граждан, у которых доля расходов на оплату ЖКУ при нормативном потреблении в совокупном доходе семьи будет превышать 15—20 процентов. Эта мера будет реализована в совокупности с предложениями по увеличению тарифов на услуги ЖКХ для населения.

На финансирование жилищно-коммунального хозяйства в проекте бюджета предусматривается 13,7 трлн. рублей. В расчетах учтен рост тарифов на услуги ЖКХ с учетом запланированного роста доходов населения и необходимого поэтапного увеличения доли его участия в оплате стоимости коммунальных услуг. Пока уровень возмещения затрат ЖКХ в Беларуси составляет в среднем более 28 процентов (в организациях Минжилкомхоза — 18 процентов, Минэнерго — 35 процентов).

Кроме того, в бюджете предусмотрено увеличить уровень оплаты проезда в транспорте до 70 процентов. Сегодня этот уровень составляет около 60 процентов.

Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

После принятия законопроекта о республиканском бюджете на 2013 год в первом чтении Палата представителей рассмотрела  законопроект по внесению поправок в Бюджетный кодекс. Основные изменения здесь связаны с отражением в бюджетном законодательстве вопросов по государственному долгу и долгу местных органов власти. В целях усиления контроля за долговыми обязательствами внутри страны и повышения устойчивости бюджетной системы государством вводятся понятия, определяющие лимит долга органов местного управления и самоуправления и лимит долга, гарантированного ими, как категории, определяющие максимальную сумму долгов региона. Теперь четко устанавливается, что размер соответствующих лимитов суммарно не может превысить 80 процентов объема доходов соответствующего бюджета без учета получаемых субвенций из бюджетов вышестоящего уровня.

В Совете Республики по завершении первого заседания сессии прошел семинар, посвященный развитию государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности.

«БН» — по сообщениям БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter