Быть всегда в форме!

В каждую деталь военного мундира «вшита» история
В каждую деталь военного мундира «вшита» история

Она существует столько же, сколько и мир, а точнее, войны. Поначалу униформа защищала. Позже сохранила лишь отличительное свое предназначение. Она есть у каждого государства, у которого есть армия. И для каждой страны форма ее защитника — своего рода символ. Доблести, благородства, преемственности. При такой истории у нее богатая биография. И целая индустрия собственной жизни. Той, которую она проживает, прежде чем станет привычным кителем на широких плечах.

Армейское прет–а–порте

Латы и кольчуги — такая же униформа, как и привычный сегодня армейский китель. Всю трансформацию мундира можно увидеть в музее военной истории Беларуси. Расположенный в упраздненном гарнизонном Доме офицеров в столичном Уручье, аккуратный и досмотренный музей сильно контрастирует с обветшалым строением.

— Маленькая толика от музея Белорусского военного округа, — вздыхает директор Николай Печень.

Это, конечно, Николай Гаврилович скромничает. Помимо всего прочего здесь хранится самая богатая коллекция униформы: от обмундирования рядового регимента гвардии пешей литовской 1792 года до парадного мундира маршала Жукова. Между прочим, подлинного, переданного в минский музей тещей великого полководца. Кстати, это он в свое время сделал офицерский китель более европейским. Прежде мундир застегивался наглухо, а по предложению Георгия Константиновича обрел лацканы, стал более открытым и светским — из–под кителя выглянула рубашка и галстук.

Но если музей военной истории — хранилище мундиров разных эпох, то склады готовой продукции Дома военной одежды — музей современной униформы. Экскурсию по нему провел для меня директор Михаил Палей:

— Это — форма МВД, это — прокуратуры, а здесь — погранвойск.

В цехе на манекене дожидается отбытия «к месту службы» шитый золотой нитью («канитель 5–процентная золотая» — поясняет Палей) генеральский мундир. Вышивка на лацканах пиджака и на фуражке действительно ювелирная. Выполняется раньше, чем начинают шить сам костюм. Расход нити строго регламентирован, и права на ошибку у вышивальщицы нет — распороть и перешить не удастся. Поэтому такую работу доверяют мастерам экстра–класса. Вот только пообщаться с золотошвейкой мне не удалось.

— Место это нынче вакантное, — вздыхает Михаил Григорьевич, — женщина, которая работала у нас много лет, заболела — началась аллергическая реакция. Вот так–то...

Армейское прет–а–порте требует особого мастерства: при любых жизненных обстоятельствах костюм должен сидеть идеально. И еще. Дом военной одежды — единственное ателье, в котором закройщик не интересуется пожеланиями заказчика. Здесь лирика ни к чему. Все должно соответствовать ГОСТу.

Галифе — это генерал

В каждую деталь военного мундира «вшита» своя история. Кандидат исторических наук, униформист Виктор Острога занимается изучением всех этих трансформаций уже не одно десятилетие.

— Как появилось галифе? Просто однажды одному генералу по фамилии, между прочим, Галифе, пришла в голову идея: скакать на лошади будет легче, если широкие брюки заправить в сапоги. Кто же ему замечание за неуставной вид одежды сделает? А после приноровились — действительно удобнее. Так генерал навсегда увековечил свое имя. Хотя о том, каким он был полководцем, история умалчивает.

Впервые форменную одежду, похожую на современную, примерили в XVI веке в Швеции. Самыми элегантными историки–униформисты считают мундиры XIX века. В ту пору армия была не только символом доблести, но и изящного щегольства: каждый полк имел свой цвет, китель, и петлицы расшивали непременно золотом. Такой мундир был настоящим произведением искусства. Правда, и стоил огромных денег. Платил за него сам мундироносец. За казенный счет одевали лишь солдата.

На самом деле вариантов современного армейского обмундирования в мире не так и много. (Форма швейцарских гвардейцев, охраняющих Ватикан, не в счет. Она не менялась с тех пор, как ее придумал Микеланджело.) Есть лишь два основных колера: либо английский вид, так называемый хаки (используется в белорусской армии и большинстве армий мира), либо немецкий фельдграу. Первый вариант — наследие колонизаторов, дословно с хинди переводится как «грязь, песок». «Фельдграу» с немецкого — полевой серый. Впрочем, в свое время французы пытались стать законодателями не только в гражданской, но и в военной моде. Разработали свой колер — серо–синий и дали ему звучное имя «горизонт». Но этот самый «горизонт» как раз и не читался на горизонте, а вот ближе — на расстоянии, доступном для оптического прицела, — напротив, заметен был слишком хорошо.

Хаки — цвет отнюдь не универсальный: имеет сотни оттенков. И специалисты тщательно отслеживают, чтоб эти оттенки у армий разных стран не «сливались». А вот столь любимый нынче камуфляж долгое время считался лишь спецодеждой. Чем–то вроде маскхалата. И его моделированием никому и в голову не приходило заниматься. Какая мода может быть для робы?

— Не стоит считать камуфляж придумкой последних лет, — уточняет Виктор Острога, — еще до войны солдаты носили плащи с огромными коричневыми пятнами. Расцветку эту называли «амеба». Она и была такой — никакой: маскировочные свойства слабые и от снайперской пули защищала не важно. Основная функция камуфляжа ведь в чем? В первую очередь размыть контур, не дать снайперу прицелиться.

Не без участия маскульта камуфляж стал модным. А позже — даже политическим. Каждая страна старалась придумать собственный рисунок и расцветку. Сейчас в белорусской армии используется так называемый крупнопятнистый камуфляж — тонировка под местную растительность. Такая вот иносказательная оборонная доктрина: воевать на чужой территории мы не собираемся, но свою защитить готовы всегда.

В мундире, нетрудно догадаться, зашифрована масса информации, легко читаемой посвященными. Впрочем, это не секрет. Это — наука.

— Конструкция форменной одежды должна быть безупречной. Иначе в ее прочтении могут быть ошибки, — рассказывает Виктор Острога. — Кокарда на головном уборе свидетельствует о государственной принадлежности, околыш определяет род войск. Основная же информация зашифрована на погонах: воинское звание, род войск, форма одежды. В мундире все регламентировано, даже стороны: на какой полагается носить награды, а на какой — иные знаки отличия. Канты, петлички, околыш и просветы на погонах — все должно быть одного цвета. Красный — общевойсковой, голубой — мобильные силы, васильковый — КГБ, зеленый — погранвойска. Цвета эти универсальны для многих армий. И если происходит подмена, может случиться серьезная путаница. К примеру, в 1968 году у советских десантников появились голубые береты. Во всем мире цвет беретов ВДВ — красный. А у нас этот цвет – крап, уже использовался во внутренних войсках. Ну и заменили голубым. Когда советские войска были направлены в Чехословакию, наших десантников приняли за войска ООН из–за их голубых беретов.

О буденовке и «золотых погонах»

Военная форма весьма консервативна. Здесь тяжело приживаются нововведения. Скорее, напротив. Периодически возвращаются к опыту прошлых лет. Скажем, после революции все традиции царской армии были начисто отвергнуты. Сочетание «золотые погоны» произносилось скорее с презрением, чем с почитанием. Симпатизировавшие революции художники Кустодиев и Васнецов придумывали форму для солдат Красной Армии. Предложенный Васнецовым шлем–богатырка подразумевал, что воин–красноармеец — наследник Ильи Муромца. Выглядел шлем невероятно эффектно, стал символом РККА. Вот только в носке был крайне неудобен.

— Когда началась финская война, — рассказывает Виктор Острога, — стояли морозы. На буденовку надо было надевать каску. А она не застегивалась. Да и холодная была, хоть и красивая.

Вместо «золотых погон» информацию о военном сообщали «ромбы» и «шпалы» — петлицы. В годы Великой Отечественной войны вспомнили славные традиции офицерского мундира дедов. Вернули забытые имена Суворова, Кутузова, Невского и погоны.

— Когда советские войска встречались с союзническими, наши офицеры выглядели более внушительно и элегантно, — рассказывает Острога. — У союзников покрой формы был проще, офицерская не слишком отличалась от солдатской.

Жизнь еще не однажды корректировала униформу. Скажем, в горах Афганистана невозможно было передвигаться в сапогах. Потому на черно–белых фотографиях наши бойцы часто обуты в неуставные кроссовки и кеды. Отчасти поэтому появились берцы, высокие ботинки, которые нынче повсеместно заменили приснопамятные «кирзачи». Теперь носить сапоги дозволено лишь солдатам роты почетного караула. Понятное дело, не кирзовые. Форма для этих бойцов — вообще отдельная строка армейского бюджета. Ведь они — лицо нашей армии.

Китель от кутюр

После распада Советского Союза наша страна одной из первых ввела собственную форму сначала для милиции, а после — и для армии. Художник–модельер Валерий Гайсенок в ту пору работал в Доме моделей. Пришлось спешно менять амплуа — из конструктора гражданской одежды переквалифицироваться в разработчика униформы.

— Тогда нам хотелось изменить все. Сначала работали над формой МВД, после — пограничников, потом — армейской. Хотелось изменить устоявшееся мнение, что тяготы и лишения воинской жизни — это в том числе и ношение неудобной формы. Хотелось сделать ее более комфортной и практичной. Кстати, разработанный тогда китель офицера используется до сих пор. А вот милицейская униформа с тех пор сильно изменилась. Цветовая гамма, которую мы придумали, называлась «полынь». Нам казалось, что она подходит к нашему климату, созвучна с туманами. Но со временем милиция вернулась к универсальному цвету — серому. Не прижилась и фуражка–восьмиклинка.

У дизайнера униформы — полная свобода творчества в жестких рамках. Моделирование формы для силовых структур — дело непростое. Но модельеры всегда любили работать в этом, ограниченном, казалось бы, для маневра поле. Скажем, униформу для российской милиции в свое время придумывал Вячеслав Зайцев. Правда, его задумки внедрились лишь частично.

— Например, в виде двух рядов пуговиц на мундирах, — припоминает модельер Гайсенок.

Впрочем, может оно и к лучшему, что прижились не все фантазии законодателя российской моды. Потому как по его дерзкой идее омоновец поражал бы преступника красным нарядом, инспектор ГАИ в кожаном плаще больше походил бы на Бэтмена, а участковый радовал глаз зеленым костюмчиком — этот цвет, мол, вызывает доверие.

...С первого взгляда — человек как человек. Ничего особенного. Скромный, незаметный. Но сколько же генералов его дожидаются! Вацлав Струк — старейший закройщик Дома военной одежды. Недавно он был в отпуске — практически все его высокопоставленные клиенты терпеливо справлялись, когда выйдет мастер.

Нынче военную форму шьют за государственный счет. Раз в три года офицер меняет униформу. Раз в четыре года — парадный китель. И здесь аршином общим не измеришь. К каждому свой подход нужен. Потому как офицер, на котором мундир мешковат, не грозен, а, скорее, смешон. Так что закройщики здесь куда искуснее, чем на гражданке: любые недостатки фигуры могут превратить в достоинства.

— Наша армия должна выглядеть как армия с большой буквы. И мы прилагаем для этого все усилия, — убежден Михаил Палей. — Лучшее подтверждение моих слов — военные парады. Впечатляет, правда? Хотя, признаюсь, обычно перед такими мероприятиями нам приходится работать чуть ли не сутками.

Шерсть с лавсаном — тот универсальный материал, из которого уже многие годы шьют военную форму. И никаких ультрасовременных тканей.

— Все проверено: тепло, и немарко, и не мнется, — говорит Палей.

— Жаль только, конский волос уже не используется, — вздыхает мастер Струк, — ни один дублерин не удержит так форму пиджака, как каркас из конского волоса.

— Говорят, вы можете любую фигуру элегантной сделать? — спрашиваю у закройщика. Его клиенты — в основном генералитет нашей армии.

— Нет, что вы. Но генералами–то не в 20 лет становятся... А ведь должна быть стать! За 20 лет работы с мундиром я много секретов наработал. Их, конечно, я вам раскрывать не буду, а то мои клиенты обидятся.

— Работать с генералами сложно, наверное...

— Я вам так скажу: чем высокопоставленнее клиент, тем проще, тем меньше у него претензий. Наверное, это тоже профессионализм — уметь отличить действительно важное от несущественного.

«Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса», — писала Марина Цветаева почти век назад об элегантных молодых генералах 1812 года. И историки–униформисты, и дизайнеры единогласны в своих оценках: самая импозантная военная форма была в XIX веке. Вот только позументы на сдержанном армейском кителе сегодня будут выглядеть нелепо. А романтичное стихотворение поэтессы чаще всего встречается в Интернете в разделе «коллекция русского шансона». «Каждому времени — свои ордена», — сказал другой поэт, современный. Чем, впрочем, еще раз подтвердил очевидное: тема мундира, а скорее тема защитника родины, в этот самый мундир облаченного, в истории, культуре и литературе остается одной из самых образных и символичных. Думаю, и через столетие будут писать о золотых погонах. Ведь, как мы уже говорили, люди служивые больше любят традиции, чем нововведения. Главное, чтобы те, кому выпадет носить форму, не забывали об этом.

Фото Александра Ружечка, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter