Популярность в соцсетях — почему она так важна для молодежи и на что подростки готовы пойти ради лайков

Быть в тренде

Залезть в долги ради виртуальной иллюзии богатой жизни, сделать рискованное селфи на высоте, повторить на камеру вирусный тренд из популярного приложения… Почему юные пользователи соцсетей так неистово ищут одобрения лайками и комментариями, не задумываясь о моральном аспекте своих действий?

pixabay.com

А на «десерт» — несладкие долги

Ради поездки в Объединенные Арабские Эмираты и дегустации «культового» дубайского шоколада с фисташковой пастой 22-летняя Лена оформила в банке кредит. Для тех, кто не в курсе: поедание этой недешевой сладости на камеру завирусилось в соцсетях несколько лет назад, но в отличие от многих других виртуальных «липучек», интерес к которым быстро угасает, все еще остается в тренде. Находится немало желающих приготовить этот «брендовый» десерт самостоятельно.

Лена мечтала раскрутить свой аккаунт, поэтому с готовностью снимала и постила разные «ноу-хау». То, что мы называем банальными понтами, она именует зависимостью от социального одобрения. «Да, хочу привлечь к себе внимание, потешить свое эго, собрать восторженные комментари и лайки — это ведь не криминал!» — оправдывается девушка. Тренды подогревают страх упустить что-то важное. Люди видят, как другие участвуют в хайпе, и боятся остаться в стороне.

Кстати, вскоре по возвращении из ОАЭ девушка потеряла работу. Чтобы выплачивать ежемесячный платеж по кредиту, обратилась за финансовой помощью к родителям и бывшему парню. Спрашивается, стоила ли овчинка выделки?

pixabay.com

Дикие танцы

Некоторые сетевые тренды копируются абсолютно бездумно, что может привести к абсурдным и даже опасным последствиям.

В середине января пошло гулять по интернету видео из TikTok с двумя девочками-подростками и ребенком. Как позже сообщили в Следственном комитете, ролик был снят еще в конце прошлого года в Москве и разошелся по пабликам и телеграм-каналам. На видео две девушки танцуют на камеру, затем ставят на кровать плачущего ребенка. Дальше замахивается и ногой бьет его в спину — мальчик падает. Девица, не обращая внимания на кроху, продолжает неистово выплясывать перед камерой. Позже в российских телеграм-каналах появилась более подробная информация об инциденте: подруга отца 13-летней героини ролика оставила с ней своего двухлетнего сына, а сама отправилась с мужчиной прогуляться. К девочке пришла ее школьная приятельница, и они решили повторить тренд из TikTok, где под музыку толкают человека. Вот только выбрали в качестве «мишени» почему-то не себя, а беззащитного малыша… Против горе-тиктокерш возбуждено уголовное дело.

Прошлой зимой среди подростков был популярен тренд на падения в сугроб с большой высоты. Мечтающие о просмотрах и подписчиках школьники начали массово копировать опасный челлендж. Одно из таких видео завирусилось в соцсетях, вызвав шквал возмущенных комментариев — в основном от взрослых. На нем школьник из Ханты-Мансийского автономного округа прыгает в сугроб с пятого этажа, делая в полете двойное сальто. Мальчик каким-то чудом остался жив и даже не травмировался. Действия экстремала снимали его друзья — за кадром слышны возгласы одобрения и подначивания…

Поговори со мною, мама

Современные активные пользователи соцсетей — это прежде всего подростки и молодежь, так называемое поколение Z и Alpha. Они хотят всего и сразу, отличаются высоким уровнем цифровой грамотности и преимущественным самовыражением через социальные сети, объясняет кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квалификации и переподготовки БГМУ Татьяна Борисова:

Татьяна Борисова.
— Поколение Аlphа вообще с самого детства не видит социальных и географических границ. Для них независимость мышления и свобода действий во всем — привычный образ жизни. А еще им хочется быть успешными любой ценой. При этом виртуальное пространство дает возможность представить себя так, как хочется, и управлять этим впечатлением. Лайк — это символ одобрения и признания того, что ты демонстрируешь. Как же не чувствовать себя успешным, если все в твоих руках?

Однако с каждым днем многомиллионную публику в виртуальном медиа, если ты не блогер, удивить становится все сложнее (блогер уже завоевал себе место в этой среде, и ему достаточно просто выкладывать на обозрение привычную, слегка приукрашенную жизненную суету). Вот и получается: чтобы утвердиться, получить лайки, многие готовы на все.

— Есть ли плюсы у подобного рода культуры виртуальной успешности?

— У любой медали — две стороны. Человек — часть социума, и ему важно отношение окружающих, оценка его поступков, способностей, привлекательности. Чтобы понимать, насколько ты успешен в той или иной области социальных взаимоотношений, человек сравнивает себя с другими людьми с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Современный молодежный мир живет виртуальными медиа, поэтому понятно, что каждый пытается как-то представить себя в данной среде. Подростки даже говорят: если тебя нет как подписчика в трендовых соцсетях, значит, ты мертв или «олд». Соцсети помогают им презентовать себя, они нужны молодежи для самовыражения и самоутверждения, успешности в современном мире. Более взрослое поколение должно признать этот факт как неизбежную реальность.

— Психологи высказывают мнение, что такая зависимость от социального одобрения негативно влияет на личность человека.

— Если у подростка не получается самоутвердиться, это становится для него источником негативных эмоций, депрессии или агрессии. И с этим нужно что-то делать. Лайки — это отношение к сценарию, эпизоду, а не к человеку. Погоня за модными трендами не всегда порождает успешность — нужно им это объяснять. Самореакция у каждого зависит от уровня воспитанности в плане общечеловеческих ценностей, образованности и адекватности притязаний на успешность. А вот это следует формировать. Взрослым нужно воспитать в детях критичность мышления. Необходимо научить их не только сопоставлять информацию, представленную в профиле, но и дифференцировать свои эмоции.

— Можно ли как-то воздействовать на умы подростков, которые активно хайпуют? Как снизить влияние на них вирусных трендов?

— Я глубоко убеждена, что воспитывать детей нужно с рождения. Их нужно любить всегда и такими, какие они есть. Но чтобы пожинать плоды своей деятельности, придется приложить усилия, и немалые. Воспитывать должны родители, а не интернет. С детьми нужно чаще общаться, вместе проводить досуг. Во все возрастные периоды находить время и уметь их слушать, проявлять интерес к их желаниям, ненавязчиво формировать их ценности, направляя в нужное русло. Следует научить детей критически мыслить — это очень важно в современном мире, где мы ежедневно пропускаем через себя потоки самой разнообразной информации. С момента осознания ребенком себя как человека нужно объяснить, зачем надо делать то или другое. Детям, особенно подросткам, всегда нужно говорить правду, ведь рано или поздно они и без нас ее найдут в сети, но доверие к отцу и матери будет подорвано. При этом содержание и объем информации следует фильтровать, а способ ее донесения определяется возрастом и уровнем развития ребенка, особенностями сложившихся взаимоотношений.

Родителям просто необходимо быть на одной волне со своими детьми, способствовать их саморазвитию и пониманию того, что общечеловеческие ценности важны во все времена. В том числе и сегодня. И никакие цифровые технологии и искусственный интеллект их не заменят.

Лайф за лайк

По данным Bild, в 49 странах за девять лет, с 2014 по 2023 год, при попытке сделать селфи погибли 399 человек. «Себяшки» на крышах поездов, мостах и высотках — все ради острых ощущений и желаний переплюнуть собрата. Тем, кто еще не смотрел фильм «Вышка» Скотта Манна, взявшего за основу проблематику «экстремальной трендомании», — настоятельно рекомендуем. Неистовое желание снять вирусный контент привело к неравной борьбе за выживание на высоте 600 метров и гибели одной из героинь. Зато лайки обеспечены. 

lvk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter