Черно-белые фотографии, раскрашенные эмоциями

Быть в фокусе

За два дня до старта Месяца фотографии в Минске Владимир Парфенок представил в Мемориальном музее–мастерской Заира Азгура выставку снимков из коллекции галереи NOVA, объединенных темой «Архив тела/Тело архива». В программе пятого Минского фотофорума, который открывается сегодня, заявлена его другая выставка, персональная. В этом году организаторы феста рассчитывают не меньше чем на 500–тысячную аудиторию — как–никак, 4 фестивальные недели, 7 площадок, авторы из 10 стран. До первых чисел октября «Винтажи и виражи» белорусской фотографии, с точки зрения Владимира Парфенка, будут демонстрироваться в арт–пространстве «Книжная шафа». Возможность исследовать «Архив тела/Тело архива» доступна также в течение месяца. Обе выставки — продолжение проекта Парфенка «Археология белорусской фотографии».



Впервые поколение его коллег с неформальным взглядом на мир через объектив громко заявило о себе 30 лет назад — изрядно нашумевшим, даже скандальным «Началом» в Красном костеле, тогдашнем Доме кино. Имена участников той выставки теперь известны за тысячи километров от Беларуси. А их давние работы хоть и могут считаться «археологическими находками», вполне способны вызвать яркие эмоции и у новой публики.

— Выросшей на экранной фотографии, без контакта с живым изображением на бумаге, — уточняет Владимир. — Хочу сказать, что выставка в музее Азгура от моих предыдущих проектов отличается прежде всего тем, что здесь я формальный куратор. Определив тему и предложив некий массив фотографий из своей коллекции 1980 — 1990–х годов, выбор работ для экспозиции я доверил молодым сотрудникам музея — было интересно получить их реакцию. И реакция была бурной — оказалось, эти фотографии, которым по 25 — 30 лет, даже сегодня способны вызвать яркие эмоции. Причем не только потому, что молодежи сложно понять, как такое можно сделать руками, без компьютера. К отобранному я сам добавил лишь пару снимков. Например, уже каноническое фото Сергея Кожемякина с новорожденной дочкой на советском флаге, которое как бы манифестировало появление нового белорусского фотоискусства в мировом контексте.

В планах организаторов выставки – издание фотоальбома, своеобразной антологии белорусской «телесной» фотографии

— Аналитическая выставка «телесной» фотографии в пространстве мастерской Заира Азгура — затея, конечно, гармоничная, наверняка спровоцирует зрителя на размышления еще более глубокие. Однако когда вы устраиваете вернисаж накануне открытия Месяца фотографии в Минске — это выглядит чуть ли не вызовом.

— В действительности просто совпадение. С музеем Азгура (где, к слову, я веду учебный курс по фотографии) все было решено еще полгода назад. Но, возможно, тут есть и некий символический момент. Увы, белорусские фотографы по–прежнему разобщены, новая генерация все так же не замечает достижений предшественников. Надо признать, мы это тоже проходили. Лишь повзрослев, осознали, что стоило вести себя по–другому — тогда и развитие белорусской фотографии могло бы быть более результативным. Скажем, нынешний Месяц фотографии заявляет своей темой юбилеи. На мой взгляд, есть смысл вспомнить «Начало», ту первую выставку и ее героев, которые фактически сформировали лицо новой белорусской фотографии. Это и стало исходной точкой выставки «Винтажи и витражи». У моих молодых коллег сейчас другие интересы, они больше ориентированы на прикладную, коммерческую, репортажную фотографию, на все, что так или иначе встраивается в рыночные отношения. Но с другой стороны, 30 лет назад нам было проще не думать о самоокупаемости. Можно было работать хоть сторожем, печатая свои шедевры в ванной комнате.

— За 13 лет существования в Купаловской библиотеке созданная вами галерея визуальных искусств NOVA стала культовым местом для белорусских фотографов и их публики. Но и это было уже давно. Сегодня NOVA — всего лишь архив текстов и коллекция фотографий участников ее выставок. Кстати, где хранятся эти снимки?

— У меня дома. На антресолях, в каких–то коробках — живу буквально на микротерритории. Коллекция внушительная, сравнима по своим размерам с фотоколлекцией НЦСИ (хотя более ценных фотографий у меня, пожалуй, больше). Свой фотоархив есть также в Национальном историческом музее, в фотоклубе «Минск». Пока был жив Федор Ястреб, заведовавший выставками в Национальной библиотеке, что–то собирали и там. Однако большинство наших музеев по–прежнему разделяют искусство и фотографию. В результате многое уже невосполнимо — скажем, несколько лет назад к нам приезжали музейщики из центра «Росфото» в Питере, вывезли отсюда более тысячи винтажных работ 1960 — 1990–х годов. Авторы не торговались — рады были, что хоть кто–то проявил к ним интерес.



— И в надежде на что вы сберегаете свою коллекцию?

— Разговоры о необходимости достойного музея белорусского фото ведутся давно. Но теперь эта тема занимает уже не только фотографов. Под вывеской НЦСИ или в другом месте — такой музей должен возникнуть. Признаюсь, еще недавно я думал, что аналоговая фотография фактически умерла, что сегодня почти никто не печатает снимки вручную в темных комнатах. Но когда на прошлогодней ярмарке фотографии в Париже увидел, сколько людей желают не просто посмотреть, а и купить такие работы (старые, современные, какие угодно), убедился, что прежние технологии, бромосеребряная печать все так же актуальны. Цифровая фотография ничего не убила, напротив, подняла стоимость той самой винтажной фотографии, лучших образцов которой все еще много в минских коллекциях. Важно успеть это не только показать, а и сохранить.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter