Быть отличником опасно?

Не за горами пора экзаменов. Самое волнительное время для школьников и студентов и самое напряженное – для детских психологов и неврологов: именно в этот период количество обращений к ним буквально зашкаливает.

Не за горами пора экзаменов. Самое волнительное время для школьников и студентов и самое напряженное – для детских психологов и неврологов: именно в этот период количество обращений к ним буквально зашкаливает. Как помочь детям понять, что отметка – это важно, но не настолько, чтобы впадать из-за нее в депрессию?

 

«А моя-то вчера, представляешь, весь вечер прорыдала из-за какой-то семерки по математике, – делится со мной соседка по подъезду, мама послушной круглолицей четвероклассницы, отличницы и гордости класса. – Причем это даже не контрольная была, а обычная «самостоялка». Успокоилась только тогда, когда я позвонила классной и упросила дать переписать ребенку эту злосчастную работу». Соседка вроде как жалуется, а на лице так и читаются гордость и удовольствие: вот, мол, какая у меня дочка сознательная, так переживает за свою учебу.

А между прочим, радуется она совершенно напрасно. Как утверждают специалисты, быть отличником – опасно для здоровья. Недаром в психологии есть даже термин – «синдром отличника», под которым подразумевается комплекс сложных психологических проблем: повышенная тревожность, неумение проигрывать, болезненная зависимость от чужого мнения.

Кстати, помните историю с московским стрелком, когда 15-летний подросток расстрелял в упор учителя географии? По одной из версий, парень, который, между прочим, учился на одни пятерки, решил отомстить преподавателю за то, что тот поставил ему четыре.

Конечно, есть дети, которые являются отличниками от природы. У нас в школе тоже была девочка, которая дома никогда не открывала учебники по истории, географии, биологии, потому что слово в слово могла повторить все, что говорил преподаватель на уроке. Сейчас она занимается биологическими исследованиями где-то в Швейцарии. Но тех, кто схватывает знания на лету, на самом деле единицы. Всем остальным заветные десятки и девятки даются каторжным трудом, бесконечной зубрежкой и сидением за учебниками. Стоит ли оно того?

 

Анжелика Хандецкая, заместитель директора по учебной работе гимназии № 3 Молодечно, преподаватель с 14-летним стажем: вырастая, отличники превращаются в трудоголиков

– Всех этих ребят можно условно разделить на две категории. Первая – те, кому от природы достались замечательные способности и все дисциплины даются одинаково легко. А вторая – это когда данные есть, но чтобы показать отличный результат, нужно прилагать большие усилия. Именно такие ребята  чаще всего попадают в группу риска, ведь постоянная зубрежка и бесконечное сидение за учебниками не могут не сказаться на здоровье, в том числе и психическом. Я лично знала детей, которые в погоне за высокими баллами попадали в больницу из-за умственных перегрузок.

У них ограниченный круг общения –  сверстники не слишком любят «зубрил», да и у них самих нет лишнего времени на прогулки и посиделки. Еще одна проблема заключается в том, что отличники не умеют отдыхать. Вечный страх «а что, если меня завтра спросят?» заставляет каждую минуту что-нибудь учить, читать, конспектировать. Вырастая, они превращаются в трудоголиков, что тоже нездорово: не одна семья распалась из-за чрезмерной увлеченности жены или мужа своей карьерой.

Но даже это не самое страшное. Гораздо хуже, что желание иметь в дневнике только девятки и десятки заставляет школьников переступать через себя, выпрашивая высокие отметки, – это воспитывает в них двуличность, лицемерие. Очень хочется попросить родителей: постарайтесь оценивать своих детей объективно. Если видите, что ваш сын или дочка не схватывают знания на лету, позвольте им быть хорошистами или даже крепкими «середнячками» – это гораздо лучше, чем быть «вымученным» отличником с целым багажом фобий и комплексов.

 

Руслан Попок, начальник психологической службы БГУ, практический психолог высшей категории: приводя отличников в пример, учителя оказывают им медвежью услугу

– С проблемой зацикленности на оценках мне как психологу приходится сталкиваться каждую сессию. Во время экзаменов часто обращаются студенты, которые, получив семерку вместо ожидаемой восьмерки или девятки, считают это настоящей трагедией, с которой они не в силах справиться самостоятельно.

Почему так происходит? Я бы выделил три основных фактора. Во-первых, излишний прессинг со стороны семьи. Когда родители регулярно повторяют, что всю жизнь мечтали о сыне-отличнике и на полном серьезе ведут статистический учет всех полученных им десяток, у ребенка рождается страх не оправдать их ожидания. Второй фактор – социальный. Выделяя отличников («вы наши звезды!»), учителя, сами того не подозревая, оказывают им медвежью услугу: привыкнув к постоянной похвале, ребята очень боятся опуститься ниже этой планки. И третий аспект – характер самого школьника. Чем ниже самооценка, чем меньше уверенности в себе, тем болезненнее воспринимается каждая учебная неудача. Если все три фактора сходятся воедино, у ребенка сильно повышается уровень тревожности, что может привести даже к суициду.

К слову, за границей – по крайней мере в вузах – эта проблема стоит менее остро. Может быть, потому, что местные жители не спешат в университеты сразу после школы. Они приходят туда уже зрелыми людьми, успевшими поработать и повидать мир, и учатся не ради отметок, а ради знаний.

 


Мнение

Елизавета Стаселович, 10-й класс, гимназия № 1, Воложин:

– Конечно, я буду переживать, если сдам экзамен хуже, чем рассчитывала. Обидно, если отлично знаешь материал, но не смогла справиться с волнением или плохо себя чувствовала в этот день. Но я не стану выпрашивать у учителя более высокую отметку – по-моему, это унизительно. Хотя среди моих знакомых есть такие, кого начинает в буквальном смысле слова лихорадить, если они получают меньший балл, чем  хотелось. Честно говоря, таких людей не понимаю.

Лилия Гайдаржи, студентка Института журналистики БГУ, 3-й курс, Минск:

– Не думаю, что сейчас, на третьем курсе, я зациклена на отметках. На первых – да, они много для меня значили, и если я получала ниже балл, на который рассчитывала, то безумно огорчалась. Но со временем поняла, что оценка зависит не только от студента и его уровня подготовки: тут еще и отношение преподавателя, и везение, и много других факторов. Поэтому я решила, что для меня важнее не оценка, полученная на экзамене, а то, что осталось у меня в голове после него.


Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter