Источник: Знамя юности
Знамя юности

Можно быть, кем захочешь. Психолог о том, почему нас так тянет в соцсети

Быть кем захочешь

Легко подсчитать: если в день на соцсети человек тратит минимум час, то за десять лет на пролистывание ленты уйдет 152 дня. Почти пять месяцев, проведенные за созерцанием чужой жизни, вместо проживания собственной!


Почему мы испытываем потребность в интернет-пространстве? Эту склонность заведующая кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук, кризисный психолог Наталия Пузыревич объясняет так:

– Мир сильно изменился, да и мы воспринимаем информацию и выстраиваем отношения иначе, чем это было несколько десятилетий назад. Перед нами стоит много задач, большой объем информации нужно осмысливать за короткий промежуток времени. С необходимостью быстро принимать решения вырастает и потребность в интернет-пространстве, которое становится инструментом для выполнения профессиональных обязанностей. Но иногда человек испытывает недостаток общения, любви, признания либо чего-то еще и ищет замену в виртуальном мире. А там можно говорить о себе так, как ты того хочешь, жить напоказ, создавать свое идеальное «я», которое в реальности порой недостижимо.


Чужие образы часто свойственно сверять с собой. «Красавица и настоящая бизнес-леди! Почему у меня так не получается?» – пролистывая ленту, где постоянно мелькает «успешный успех» и карусели снимков для глянца, несложно в пару кликов понизить свою самооценку. Когда мы проводим много времени онлайн, доверяем тем, кто нас там окружает. А это может сыграть плохую шутку с подсознанием, предупреждает психолог:

– Яркие картинки, короткие и емкие текстовки, повторение информации – хорошие инструменты для привлечения нашего внимания теми, кому оно выгодно. Исследования доказывают, что среднее время, которое необходимо для погружения и изучения материала в интернете на предмет его достоверности, составляет 23 минуты 15 секунд. Поскольку таким запасом большинство из нас не располагает, становится привычным не проверять подлинность фактов.

Еще одна привычка активных юзеров – воспринимать других по упрощенной схеме. Если нет опыта живого общения с виртуальным собеседником, наш мозг достраивает его образ сам, продолжает Наталия:

– В итоге все люди выглядят одинаковыми, с похожими ценностями, а потому кажется, что взаимодействовать со всеми можно одним и тем же способом. Но на деле все сложнее – и люди, и подход к ним. На протяжении жизни наше сознание способно удерживать 150–230 образов. Это так называемое число Данбара, куда входят 15 родных, 50 близких друзей и примерно 150 знакомых, с которыми когда-либо пересекались. При этом в соцсетях может быть до нескольких тысяч виртуальных друзей, с которыми ты никогда не виделся, но изредка переписываешься. Мы склонны реконструировать их речь под себя, читать и слышать в их словах собственные мнения и суждения. По сути разговариваем сами с собой. Это явление называют «цифровым аутизмом», который выражается в уходе от реальности, акценте на себе и своих переживаниях.

Каждый тратит время в соцсетях как умеет. Кто-то участвует во всех местечковых дискуссиях, кто-то любит залипнуть в тестах из разряда «какой ты цветок» или «кем ты был в Средневековье», а потом делится результатами, понимая при этом, что более бесполезное занятие и представить сложно.

– В 1960-х годах американский профессор Уолтер Мишел разработал «зефировый тест», – проводит параллель Наталия Пузыревич. – Перед детьми располагалась тарелка с зефиром (1 шт.) и предлагалось на выбор: «Если ты хочешь, я дам тебе эту сладость прямо сейчас. Но если ты подождешь 20 минут, я принесу тебе другую такую же. И ты сможешь съесть обе». Почти никто не соглашался на второй вариант. Как показали результаты исследования с участием тех же самых детей спустя несколько десятилетий, умение ребенка контролировать свои сиюминутные желания позволяет ему стать более успешным в будущем. Как и дети, многие взрослые не готовы долго терпеть и прикладывать усилия ради результата в будущем, хотят получить удовольствие здесь и сейчас. В том числе и в соцсетях. Чтобы не стать зависимым от них, важно понять, чего именно не хватает в жизни, а по поводу любого поступка и действия задавать себе вопрос – чем мне это полезно?

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Степан Величко, инженер-электроник, Минск:


– Придерживаюсь известного мнения: все хорошо, что в меру. Полностью удаляться из соцсетей – это как ограничить себя, например, в пироженках: да, без них жить можно, но ты лишаешь себя того, что приносит удовольствие. А иногда и пользу – контакт с интересными людьми, важный контент, который может послужить стимулом к чему-либо. Признаюсь, что иногда мне хочется удалить аккаунт, потому что много времени трачу не на то, что следует: вместо выполнения срочного дела читаю посты, в транспорте листаю ленту, хотя должен учить английский язык через приложение. От ухода из соцсетей останавливает то, что по работе со многими людьми можно связаться только через них. Переходить на звонки дорого, да и звонить не всегда удобно.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter