Выпускники БГУ придумали веб-платформу, которая помогает определиться с будущей профессией

Быть или не быть?

«Столяру хорошо, а инженеру — лучше, я бы строить дом пошел, пусть меня научат». Хорошо и ярко написал Владимир Маяковский о трудностях выбора профессии. А студенты БГУ взяли и сделали так, чтобы каждый подросток смог примерить на себя любое ремесло и найти ответ на один из самых главных вопросов в своей жизни. Онлайн-платформа CanBe должна ему в этом помочь. Корреспондент «Р» встретилась с разработчиками проекта.

Тимофей КВАЧ, Алена ДАВЫДЧИК и Илья МЕЛЬНИК: «Каждый может примерить на себя разные профессии и сделать правильный выбор».
Фото Александра КУЛЕВСКОГО

В эти дни уже идет вступительная кампания. Абитуриенты, которые приходят в приемные комиссии вузов, свой выбор уже сделали. А тем, кто будет поступать в следующие годы, повезет чуточку больше. Онлайн-платформа CanBe заработает уже с сентября.

— На нашей платформе ребята 9—11-х классов смогут испытать профессии, которые им интересны, — начинает разговор Илья Мельник, недавний выпускник факультета социокультурных коммуникаций БГУ. — Каким образом? Мы пытаемся решать проблему выбора «призвания» путем проведения тематических недель, во время которых ребята смогут попасть на настоящие места работы профессионалов своего дела, узнать из первых уст о плюсах и минусах той или иной профессии.

Помимо этого, каждый подросток сможет на сайте виртуально прогуляться по предприятиям — по офисам и площадкам, где работают специалисты интересующих их профессий, увидеть их за работой. 

Сайт создавала команда одногруппников — Илья Мельник, Тимофей и Владимир Квачи, Сергей Каравай. Есть еще и барышня — Алена Давыдчик. Она поясняет:

— Мы из собственного опыта когда-то поняли, что в 17 лет можно здорово ошибиться с выбором профессии. Вот, например, Илья, которого всегда интересовали программирование и дизайн, все же, как оказалось, больше удовольствия получает от съемок видео и его монтажа. Увы, узнал он об этом, когда уже учился в университете на нашей специальности. 

Название проекта CanBe — говорящее. С английского оно буквально переводится как «можешь быть».

— Можешь быть маркетологом, журналистом, программистом — вообще кем угодно. Вот что мы предлагаем ребятам, прежде чем они решатся поступать на тот или иной факультет, — вступает в беседу участник проекта Тимофей Квач. 

Ребята вспоминают историю своей знакомой. Та всегда хотела стать учительницей младших классов, но одноклассники говорили, что это «вообще несерьезно и неприбыльно», и скопом все пошли в инженеры. В процессе девушка разочаровалась в профессии.

— Много кто еще и романтизирует свою будущую профессию: «Хочу быть дизайнером, потому что они всегда рисуют, а я тоже люблю это делать». По факту работа дизайнера не всегда позволяет рисовать то, что хочется, что нравится, — так рассуждает Илья Мельник.

А работает ли сейчас задумка создателей проекта? Да, пока есть страничка ВКонтакте, на которой размещены тематические недели, а точнее, профессии, с которыми собираются знакомить. Первое практическое занятие не так давно прошла группа из десяти школьников, пожелавших испытать профессию креативного директора. Алена рассказывает, как это было:

— Представитель такой профессии, которая много лет работает в рекламе, пригласила их к себе в офис. Два дня по несколько часов она занималась с ребятами: сначала рассказала в теории, что это за работа, зачем нужна, как выполняется, с чем приходится сталкиваться. После показала на практике и дала задание, приближенное к реальности: подросткам необходимо было разработать рекламную кампанию продукта.

Некоторые ребята сказали: «Да, это мое!» Другие: «Нет, точно нет!»

Погодите, а как же анкетирование, тесты, которые позволяют выпускникам школ определить, к чему у них предрасположенность, — они ведь тоже помогают с выбором? Илья со мной не совсем согласен:

— Я проходил такие тесты и в школе. Все они мне выдавали одно: ты — программист. А я смотрел на результат и думал: «Ну, здравствуйте!» Да, тест выявил способности, но не узнал, к чему у меня душа лежит. Вот почему по ответу «Да» на вопрос: «Вам нравится решать логические задачки?» — ребенок узнает, что был бы хорошим программистом.

Команда показывает, как будет выглядеть их будущий сайт: красочный, яркий и интересный. Наверное, самым захватывающим на нем будет раздел с видеороликами о профессиях и интерактивных экскурсиях виртуальной реальности. Илья, который занимается съемкой, посвящает в детали:

— Делаю видео с помощью панорамной камеры, обзор у видео 360 градусов. Первая экскурсия у нас будет по веб-студии, где работают представители профессий, которые сейчас интересны многим школьникам: дизайнер, арт-директор, коммерческий директор, программист, маркетолог. 

Как команда вычисляет, с какими профессиями нужно знакомить? В будущем, говорят они, предоставят весь спектр. А пока ориентируются на запросы школьников и на исследования сайтов-анализаторов, занимающихся оценками профессиональных перспектив будущего.

— Скоро такая сфера, как робототехника, займет лидирующую позицию. Но не всем же заниматься этим: всегда будут те, кто чувствует, что станет хорошим учителем или врачом, — уверена Алена. — Сейчас мы занимаемся активным продвижением нашего проекта в социальных сетях, где часто бывают подростки, общаемся со школами — узнаем, что им надо. Знаем, что в России есть похожая платформа, как у нас, и она очень популярна. Правда, полностью платная. Мы же все предоставляем пока бесплатно. Возможно, в будущем станут платными практические занятия с профессионалами. Но только для тех групп ребят, которые не попали на первую встречу с ними. Хотели бы когда-нибудь дойти до такого уровня, чтобы организовывать тематические лагеря, в которых ребята смогут создавать свои маленькие компании, работать над проектами под руководством мастеров своего дела.

— А еще мы сейчас ищем профессионалов, которые занимаются узким направлением, — добавляет Тимофей. — Например, не просто дизайнер, а дизайнер самолетов. Не так давно мы познакомились с представителями таких профессий, как… урбанист и дизайнер шрифтов. Очень интересная у них работа.

По всему видно, что ребята очень заинтересованы в своем проекте. Более того, не все из пятерки разработчиков CanBe определились со своим призванием и потому через свой же сайт готовы искать себя. Кстати, парни, которые только получили дипломы специалистов, применяют полученные в университете знания в работе над проектом. Даже дипломные работы посвятили СanBe. Илья написал о создании экскурсий виртуальной реальности, а Тимофей — о создании основы сайта, его функционале.

— Кстати, еще одну интересную функцию добавим. После каждой тематической недели будем разрабатывать и представлять «карту развития» в той или иной профессии, — добавляет Илья. — На ней будут обозначены места, куда поступать, чтобы получить знания по выбранной профессии, какие курсы посетить, где можно работать и другое.

alinakasel@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter