Сравнили, как работают законы о защите прав животных в Беларуси и России

Быть человеком

Несколько недель назад в социальных сетях появился любительский ролик — в нем видно, как женщина ногами жестоко пинает своего питомца, маленькую французскую болонку. Случай оказался настолько резонансным, что в ситуацию вынужден был вмешаться ­­Президент. Какова же сегодня правовая база в области защиты прав животных? Как закон защищает братьев наших меньших в Беларуси и России, разбирались корреспонденты «СОЮЗа».

Котокафе — уникальный проект, позволяющий людям, не имеющим домашних питомцев, пообщаться с бездомными животными.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

КАК В БЕЛАРУСИ

Сегодня вопросы содержания и защиты животных в Беларуси регулируются Гражданским кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом и Законом «О ветеринарной деятельности».

Ключевой нормативно-правовой акт, затрагивающий эту сферу, — постановление Совмина о правилах содержания домашних животных и отлова безнадзорных. За жестокое обращение с животными в Беларуси предусмотрена уголовная и административная ответственность. Избиение питомца может обернуться штрафом в размере до 15 базовых величин. В отдельных случаях предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет.

Вопрос необходимости принятия отдельного закона для защиты прав животных, оказавшихся в руках жестоких хозяев, подняла депутат Мария Василевич, ­Президент инициативу поддержал. Работа над законопроектом началась в марте. В его разработке участвуют различные министерства и ведомства, а также представители зоозащитных организаций, кинологи и ветеринары.

— В законопроекте восемь глав. На сегодняшний момент рассмотрено и согласовано пять из них. Безусловно, мы учитываем существующие правовые нормы содержания и выгула собак, кошек. Разрабатываемый законопроект касается не только домашних питомцев, но и регулирует сферы обращения со служебными и лабораторными животными, питомцами, которые используются в культурной деятельности и спорте, — пояснила Мария Василевич.

Важной новацией в законодательстве станет обязательное чипирование.

— Это позволит призвать к ответу хозяина, если он выбросил животное. Если питомец потерялся, его можно будет максимально оперативно вернуть владельцу. Переходным положением предусмотрен определенный временной промежуток, чтобы владельцы смогли спокойно и без спешки чипировать своих питомцев, — акцентирует внимание Мария Василевич.

В ближайшие пару месяцев рабочая группа планирует завершить разработку проекта закона и вынести его на общественное обсуждение, затем документ будет рассмотрен Парламентом.

Инна Горбатенко



РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

КАК В РОССИИ

В конце 2018 года в России был принят Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Важный шаг — закон признал животных существами, способными испытывать не только физические страдания, но и эмоции. Закон состоит из семи глав. Самое важное в нем, как и в белорусском законопроекте, — это защита от жестокого обращения и запрет на пропаганду жестокости. Кстати, животных запрещено натравливать не только на человека, за исключением случаев самообороны, но и на других зверей. Запрещены всевозможные бои. Увы, юристы говорят, что далеко не всегда жестокое обращение имеет свои последствия.

Адвокат и любитель-кинолог Андрей Николаев, который в свое время принимал участие в разработке зоозащитного законодательства, считает, что на практике все остается примерно так же, как и 15 лет назад.

— Срабатывает субъективный фактор. По каждому случаю жестокого обращения с животными, до того, как не поднимется большой общественный резонанс, шевелиться никто не будет. 245‑я статья УК РФ предусматривает максимальный срок три года за жестокое обращение, а при наличии квалифицирующих признаков — деяние совершено в отношении нескольких животных, группой людей, в присутствии малолетнего — до 5 лет. Но я не знаю случая, чтобы кто-то получил реальный серьезный тюремный срок.

Владельцам питомцев важно знать, что, если требуется провести болезненную ветеринарную процедуру, это по закону надо делать только с анестезией. А также запрещена эвтаназия — нельзя умерщвлять питомца только из прихоти. И опять же практика не поспевает за законом. То и дело в интернете появляются обращения ветврачей, которым принесли на усыпление здоровое животное, и врач взваливает на себя поиск ему нового владельца. Николаев рассказывает, что таких случаев у его друзей-ветеринаров много.

— Конечно, ни один из моих товарищей на такое усыпление не пойдет, — говорит он, — но ведь есть и другие врачи... Закон довольно четко регулирует выгул. Животное обязательно должно быть на поводке при пересечении проезжей части, в лифте, в подъездах и дворах многоквартирных домов, на детских и спортивных площадках. И, как бы это ни возмущало иных владельцев, хозяин действительно обязан убирать за животным.

В законе представлен список из 13 пород, признанных особо опасными. Их следует выгуливать не только на поводке, но и в наморд­нике. А если такой пес у вас живет в частном дворе, вы обязаны повесить табличку «Злая собака!». Но многие кинологи уверены, что агрессивность зависит не от породы. У Андрея Николаева живут четыре собаки, всех их он подобрал с улицы. В его «стае» — волкодав, алабай и парочка дворняг.

— Для примера: хорошо подготовленный той-терьер сработает лучше всякого капкана в защите сумок, барсеток... А мой гампр — армянский волкодав — гораздо менее опасен, чем такой той-терьер. В моем дворе, кстати, самая опасная собака — это маленькая и наглая «дворянка».

По закону нельзя просто расхотеть быть хозяином. В нем проработана ответственность владельца, который больше не может выставить надоевшего питомца за ворота, ему необходимо найти другого хозяина или пристроить в приют. Зоозащитники надеялись, что закон обяжет чипировать питомцев, но пока такой обязанности нет, за исключением отдельных случаев, например, при выезде за границу в ряд стран.

К сожалению, пока не прислушались к требованиям запретить продавать в магазинах щенков и котят, которых подолгу держат в витринах в тесных клетках. И ничего не изменилось в положении касаток и дельфинов. При том, что во многих странах запрещается держать этих морских обитателей в дельфинариумах. У зоозащитников были и другие ожидания, которые пока не сбылись.

— Я считаю, что нужно полностью запрещать частные зоопарки, в том числе контактные, — говорит Николаев. — Что касается дельфинариумов — я не ихтиолог, но считаю, что животные должны содержаться в природных условиях, а не работать на потеху публике.

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter