Школьники предлагают создать антикафе с развлечениями

Быстрые на идеи

Минск становится эпицентром масштабного стартап–движения, хорошо просматриваемым не просто на региональной, но уже и на глобальной бизнес–карте. Объявления об очередном хакатоне, питчинге — пару лет назад и слова–то такие не были знакомы! — или даже битве стартапов в самых разных областях, ищущих финансирования, звучат даже в общественном транспорте. И всемирно известные белорусские разработки — от конструктора удобных путешествий Eightydays.me до не нуждающегося в представлении MSQRD — еще больше вдохновляют историями своего успеха. Впрочем, необязательно вести речь именно о сфере высоких технологий — предпринимательский запал виден и у школьников. Самые инициативные ребята вовсю участвуют в учебных бизнес–компаниях. Еще старшеклассниками они могут разобраться в тонкостях создания своего дела в центре развития молодежного предпринимательства экономического факультета БГУ. И недавно представили свои идеи в финале конкурса стартапов BizTech BSU.

Елена Терзян, Александр Лапко и Павел Тур.

В потоковой аудитории экономического факультета БГУ, где и проходил финал, было людно — здесь собрались полные здоровых предпринимательских амбиций студенты. Они уже познакомили менторов, то есть своеобразных кураторов, с реальным опытом в бизнесе, со своими задумками на предыдущих этапах и презентовали их с учетом замечаний и советов. Всего 15 проектов в диаметрально противоположных областях — от финансово–технических стартапов до социально значимых или рассчитанных на образовательную сферу. Но даже на таком фоне учебные бизнес–компании школьников нисколько не терялись, хотя в BizTech BSU они участвовали как специальные гости, за рамками основного конкурса. Год обучения в центре развития молодежного предпринимательства многое дал: ребята узнали о нюансах создания бизнес–планов, расчета нужного бюджета или оценки конкурентов. Всего с 2006 года из стен центра вышли более 500 учеников, «заточенных» на собственное дело. Ежегодно здесь учатся около 50 школьников, причем не только из Минска. И презентации старшеклассников практически не уступали по глубине проработки студенческим.


Настоящая сборная старшеклассников из Молодечно — Елена Терзян из гимназии–колледжа искусств, Александр Лапко из гимназии № 10 и Павел Тур из средней школы № 5 — представила свое видение современного центра для отдыха молодежи. Ребята оттолкнулись от темы антикафе — места, где необязательно заказывать блюда, а достаточно оплатить время. Да, в Минске уже работают несколько таких пространств для встреч с друзьями, но в Молодечно ничего подобного нет, а главное, ребята готовы добавить своих красок в идею. Скажем, предлагать посетителям активный и полезный отдых — курсы игры на гитаре (уже есть предварительные договоренности на этот счет). Или проводить соревнования по спидкубингу, решению самых разных головоломок на скорость — от кубика Рубика до более замысловатых вариантов. Внимательно присмотрелись старшеклассники и к конкурентам: средний чек в молодечненских кафе весьма солиден для подростка, собираться там часто и большой компанией — слишком накладно. Тут–то и сыграют свою роль преимущества антикафе. Презентацию ребята не только снабдили детальными расчетами, показателями ожидаемой рентабельности и другими важными для серьезного дела цифрами, но и провели ее очень креативно — инвестору бы точно понравилось.

— Мы продаем, по сути, бесценный товар — эмоции, комфортную и уютную атмосферу, в которую вы можете погрузиться в кругу своих друзей, близких, родственников. Наше кафе — для людей, молодых душой, которым хочется чего–то нестандартного, нового. Наш продукт — время, — уверенно чеканила слова Елена Терзян. Как позже заметила Лена, обучение в центре дало ей в первую очередь уверенность в своих силах и хороший толчок, чтобы развивать идеи.

Анастасия Иванова.

— Это сильная презентация, очень сильный питч — это именно то, чего ждут и хотят видеть инвесторы и менторы. Ребятам всего 16 — 17 лет, но они уже пришли с конкретными результатами. Это настоящие подрастающие конкуренты, они на голову сильнее многих из тех, кого мы видели в самом начале конкурса, — не поскупилась на похвалу один из менторов BizTech BSU Ирина Дубовик.

У Анастасии Ивановой из молодечненской средней школы № 2 другая идея — магазин цветов. Ставку она собирается сделать на необычные букеты и авторские композиции, а все просчитала, как заправский швейцарский банкир: рентабельность — до сотых процента, необходимый стартовый капитал — буквально до копейки. Потенциальных конкурентов Настя тоже знает в лицо, а открыть магазинчик собирается в торговом центре, в окрестностях которого пока нет цветочной лавки. Пока Настя не решила, куда будет поступать, но с такой любовью к цифрам двери любого экономического факультета перед ней открыты. Менторы оценили детальные расчеты, но посоветовали девушке подумать над более оригинальной концепцией, которая бы выделяла ее магазин цветов на фоне остальных.

А вот учебный проект «Пусть к милосердию» минской средней школы № 66 себя уже зарекомендовал. Работает он больше года, и за это время ребята успели помочь детскому хоспису в Боровлянах, минскому детскому дому № 2. Причем в выставках–продажах выпечки, сувениров и других изделий — а деньги для доброго дела зарабатываются именно так — участвуют буквально все школьники, с 1–го по 11–й класс. Последняя такая благотворительная ярмарка прошла в декабре...

В общем, менторы советуют запомнить эти имена и названия проектов — скорее всего, мы еще не раз о них услышим.

Прямая речь


Начальник центра развития молодежного предпринимательства экономического факультета БГУ Любовь Шумская:


— Когда мы только начинали работать, то одним из первых вопросов, которые решили изучить, были как раз новые тренды в личностной ориентации современной молодежи. И заметили в том числе возникший интерес к предпринимательству, желание в перспективе создать собственное дело, чтобы самореализоваться в современных условиях. С другой стороны, мы провели исследование требований работодателей к выпускникам, потенциальным работникам. И если развитие части из них — опыт, обучаемость, информационная компетентность, знание иностранных языков — заложено в системе образования, то некоторым ни в школе, ни в вузе не научат. Например, умению анализировать свои ошибки, не перекладывая ответственность на чужие плечи, тому, чтобы действовать не по принципу «кто–то виноват», но искать ответы на вопрос «что же я делаю не так?». Социальная ответственность, коммуникация, креативность, способность принимать решение в условиях неопределенности, умение улыбаться — даже такая деталь имеет значение, а самое главное — умение работать в команде. Важность этих требований будет только возрастать.

Самое главное, что ребята продумывали свои проекты самостоятельно. Конечно, мы могли помочь, проконсультировать, но основную работу они сделали сами, оценили свои силы. Да, были небольшие замечания от менторов насчет отдельных деталей бизнес–проекта, но не стоит забывать, что ребята тренируются, они и не должны были создать полностью работающий бизнес, ведь это все–таки учебные бизнес–компании. Но в будущем знания они смогут использовать уже в реальных проектах.

akostyukevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter