Белорусские пограничники вскоре пересядут на новые вертолеты и катера
На белорусской границе — технологический бум. За прошедший год во всех пунктах пропуска начала работать автоматизированная система пограничного контроля. Электронная база данных значительно сократила время оформления и улучшила качество проверки: число задерживаемых преступников выросло втрое…
Аналогов мобильным лабораториям, которые с 2007 года появились на нашей границе, в СНГ нет по сей день. Эти умные машины в считанные минуты распознают радиоактивный груз, дают ему квалификацию, пересылают данные в Минск и принимают по Интернету вердикт ситуационного центра Госпогранкомитета. Перевозчики довольны: раньше ждали пять дней, сейчас — полтора-два часа. И вот последние новости: стражи границы закупают новые вертолеты и вместе с судостроителями завершают разработку пограничного катера.
Для кого-то это станет удивлением, но около 400 километров государственной границы Беларуси проходит по воде. Днепр, Сож, Западный Буг, Двина, Неман — чтобы закрыть такой протяженный участок, нужны специальные патрули. Группа пограничных катеров не первый год несет службу в Лоеве, аналогичные подразделения есть в Пинске, Полоцке и Гродно. Но есть претензии к технике…
— Российские «аисты» отслужили уже по несколько сроков: их пора списывать. Но что ставить на замену? — говорит Николай Романенков, капитан 2-го ранга, начальник службы пограничных катеров Госпогранкомитета. — Белорусские реки весьма своенравны: они меняют русло, на них полным-полно мелководий и отмелей. Поэтому нам нужны суда, приспособленные к местным условиям: с усиленным днищем и универсальными движителями. В соответствии с программой развития службы до 2012 года планируется приобрести около 30 моторных лодок, килевых катеров и судов на воздушной подушке. Проект нового пограничного катера уже разработан. Названия пока нет, но уже известно, что он рассчитан на 10 человек, способен развивать скорость не менее 70 км/ч и, в отличие от предшественников, оборудован кухней. Вскоре будет объявлен тендер.
Первое судно планируется заложить не позднее 2010 года. Где именно его будут собирать – в Пинске, Гомеле или Речице, мы скоро узнаем.
Параллельно решается вопрос о развитии речных баз и подготовке плавсостава. Мореходных училищ в Беларуси нет, но в Пинске, например, живет очень много отставных военных моряков. Судя по всему, им вскоре предстоит готовить молодую смену.
…С вертолетами примерно та же история. Авиачасть пограничников в Поставах давно ждет обновления парка: Ми-8 – машины надежные, однако очень габаритные и расходные. Нынешняя обстановка на границе требует более легких и маневренных вертолетов со взлетной массой не более 3,5—4 тонн.
— Мы изучили разные варианты и остановились на французско-немецком вертолете «Еврокоптер-AS-355». Вместе с пилотом он способен взять на борт 5 пассажиров. При этом куда более экономичен: время патрулирования и, соответственно, эффективность полета резко повышаются, — считает Петр Журавский, начальник авиационного отделения Госпогранкомитета. – Первый борт прибудет из Франции уже в июне 2009 года. Еще три – в 2010-м. Кроме того, сейчас мы изучаем продукцию заводов, выпускающих легкие самолеты. До 2015 года в Поставах появится от 2 до 4 подобных машин.
Как ожидается, дежурное звено новых вертолетов будет в ежесуточном режиме обеспечивать безопасность украинского и прибалтийского участков границы. Воздушное патрулирование позволяет оперативно пресекать незаконный перегон сельхозтехники, вырубку леса на границе, а также контрабандный ввоз сигарет и водки с сопредельной территории. Кроме того, все винтокрылые машины будут оборудованы приборами радиационного контроля. Это позволит мгновенно реагировать на возможное изменение фона вблизи Чернобыльской, Ровенской и Игналинской АЭС.
Прямая речь
Игорь РАЧКОВСКИЙ, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси:
— В этом году новые аспекты приобрела внутренняя пограничная политика в регионах. Удалось привлечь областные административные ресурсы для решения проблем приграничья. Их суть сводится к тому, чтобы граница и ее люди перестали ощущать себя окраиной. По нашим предложениям облисполкомы начали пересматривать размеры пограничной зоны. Если раньше она доходила до 50 километров, то теперь ограничивается размерами сельских и поселковых Советов. Это расширяет возможности для развития туризма, отдыха и хозяйственной деятельности. Множество культурных и исторических памятников, а также красивейших уголков нашей страны стали доступны для белорусов и зарубежных гостей. Большое внимание уделяется развитию пограничной инфраструктуры и приграничного сервиса. Создаются условия для привлечения инвестиций в экономику приграничных регионов. Активно решаем проблемы поддержания родственных и культурных связей, конфессиональных отношений приграничного населения Беларуси и сопредельных государств. Создаваемая международно-договорная база обеспечивает условия для упрощенного пропуска через границу жителей приграничья.
Кстати
В 2008 году на обустройство белорусской части прибалтийского участка границы из бюджета Союзного государства будет перечислено 190 млн. российских рублей (до 2011 года — более 1,4 млрд.).
На снимках: вскоре на смену вертолетам Ми-8 и катерам «Аист» придет техника нового поколения.