Былое и думы дня

С Виктором Корбутом по стране и миру

Этот маршрут я бы назвал пока более виртуальным, чем реальным. Потому что, проезжая вдоль поселков и деревень, включенных в экскурсию «Смиловичская мозаика», придется во многих случаях повторять одни и те же фразы: «Здесь было», «Тут жил». Однако отправиться в путь по окрестностям Смиловичей стоит. Во–первых, это не так далеко от Минска. Во–вторых, на пути в причудливый паззл сложились свидетельства о людях, принесших славу многим странам, но на родине все еще недостаточно известных.


Путешествие займет чуть более 6 часов. Но за это время турист успеет побывать и в усадьбе шляхтича, и в мастерской великого художника, и в монастыре. Маршрут уже пробуют раскрутить несколько турфирм. Однако обратившийся в редакцию один из экскурсоводов констатирует: есть еще много нерешенных проблем. Одна из них, по мнению специалиста, разрушение дворца Монюшко в Смиловичах. Грустно это, конечно. Потому что в соседнем Убеле, где когда–то появился на свет великий польский композитор Станислав Монюшко, на месте его родительского дома стоит лишь памятная стела. И к ней подвозят туристов, рассказывают о жившей здесь мировой знаменитости. Мол, уважаемые, посмотрите налево, а теперь направо и представьте себе, «как это было». И льется песня гида о «былом величии»... Да что поделаешь, коль дом сгорел в годы войны? И вряд ли его восстановят скоро, ведь на сохранение смиловичских руин, видимо, денег нет.


Что делать? Старейший гид страны Анатолий Варавва однозначно на этот счет мне сказал: «Я решаю для себя проблему так. Вожу экскурсии туда, где есть что показать. Потому что неинтересно путешественнику слушать басни о том, как оно когда–то красиво было. Ему хочется притронуться к свидетельствам прошлого».


В Смиловичах такая возможность есть. С помощью Нацкомиссии по делам ЮНЕСКО и ее председателя Владимира Счастного смогли еще в 2008 году открыть интерактивный музей «Пространство Хаима Сутина». Сымитировали уголок парижской кофейни (и даже кофе подают!), развесили картины французского художника, родившегося в наших краях. Получилось «атмосферное» местечко. Однако посетителей и здесь не так уж много. Вереницы автобусов не стоят у крыльца. Потому что все, что есть в экспозиции, — это копии. Чего–то не хватает...


Конечно, здесь вряд ли когда–нибудь появятся оригиналы работ Сутина. Но и сделано немало. В принципе, оживить можно любое «мертвое место».


Меня всегда удивлял своей фантазией Александр Варикиш, проложивший на западе страны не один новый маршрут — практически на пустом месте. Он покупал заброшенную усадьбу, нанимал ребят из клубов, занимающихся реконструкцией костюмов минувших эпох, — и организовывал экскурсии с карнавалом. Во время поездки туристы у Варикиша не ждут прибытия из пункта А в пункт Б. Они уже в процессе увлечены игрой по сценарию, разработанному Александром. В Смиловичах он точно развлекал бы публику игрой актеров в ролях Сутина и Монюшко. Но один человек не может «закрыть» собой всю страну. Нужны кадры в каждом селении — доморощенные, которые бы знали особенности своей местности и умели их выгодно преподнести, а если прямо говорить — продать. А клиенту нужны яркая картинка и участие в «игре».


...Помните, когда нас первый раз вели школьные учителя в музей, мы все норовили потрогать. И смотрители сильно ругались на глупых детишек. Но виноваты были не ребята, а взрослые. Пора же дядям и тетям понять, что на экспонатах за стеклом и воспоминаниях о прошлом не сделаешь ни интересный турпродукт, ни, соответственно, деньги. Нужно уметь не только красиво и без запинки пересказывать предания, как это умеют многие экскурсоводы, но и воплощать историю в реальность. Как? Учитесь менеджменту у Счастного и мастерству у Варикиша, дал бы я совет.


P.S. На днях Артур Зельский, директор Государственного мемориального комплекса «Хатынь», посетовал, что к ним не ходят рейсовые автобусы из Минска. Хотя специальные туристические приезжают. Так мемориал, считающийся символом страны, оказался как бы в сторонке: прямиком любому желающему сюда никак не добраться, кроме как на собственном авто или на такси. Думается, «Хатынь» — не тот объект, на котором стоит экономить. Короче, проблема существует на ровном месте. И ее легко решить, было бы желание. И, наверное, гражданское самосознание у «ответственных лиц».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter