Эссе писателя Георгия Марчука о режиссере Игоре Добролюбове

Было время кино

Продолжаем публикацию эссе писателя, драматурга, сценариста Георгия Марчука о белорусских кинорежиссерах.

Игорь ДОБРОЛЮБОВ

(1933 — 2010)

Его густой баритон можно было слышать в любой части коридора студии. Он умел бравировать голосом. От этого был еще более импозантен. В нем «сидел» неплохой артист, ведь до поступления во ВГИК он был актером ТЮЗа. Учился у М.Ромма, которого обожествлял и при любом удобном случае напоминал собеседнику о своем знаменитом учителе. Большой портрет Ромма висел и в рабочем кабинете Игоря Михайловича.



Добролюбов был человеком незлобивым и очень тщеславным в хорошем смысле этого слова. Плох тот режиссер, который не мечтает о большой славе. После успеха фильма «Иван Макарович» он был осторожен в выборе сценариев.

Подрастали два сына. Его жена тоже работала на киностудии в звукоцехе. Гонорары от постановки фильмов уходили быстро, и он соглашался на соцзаказы. Так снял фильм о первопроходцах–строителях Новополоцкого нефтекомбината. Очень усердно искал современного героя. Одна из его картин так и называлась — «Счастливый человек». Счастье не покидало Игоря Михайловича и в жизни. Он шел к званию «народный артист республики» и получил его.

Обижался на слово «ремесленник». «Владеть ремеслом надо. Это входит в профессию. Каждый новый фильм начинается с нуля», — говорил он, блестящий оператор.


«Плач перепелки» (1990 г.)

У меня с ним дружбы не получилось. Сложились традиционные киношные приятельские отношения. Иногда могли побеседовать в его кабинете о состоянии кинематографа.

— Привет. Что нового пишешь? — уже многие знали, что я занимаюсь литературой.

— Новую пьесу.

— Пьесу на экран переносить тяжело, — резюмировал он.

«Белые Росы» (1983 г.).

Начинал я свою службу на киностудии администратором на документальном фильме «Поэма о стекле», посвященном будням стеклозавода «Неман». Нас, кинематографистов, в Березовке любили все — от директора Корзюка до художника В.Мурахвера, а рабочие дарили нам хрустальные вазы, бокалы, блюда и прочие дефициты. Каждый из нас привез в Минск по два — три ящика сувениров.

Чтобы ближе познакомиться с режиссерами, операторами, войти, как говорят, в доверие, я без сожаления дарил редкие изделия из стекла. Это была зима 1971 года. Добролюбову досталось блюдо из венецианского стекла вишневого цвета. Он с благодарностью принял, и все... Дружбу мне купить не удалось. В моей жизни появился режиссер Калинин, и я больше не переживал, что мэтр не приблизил меня к себе.

«Иван Макарович» (1968 г.)

Он перенес на экран роман И.Чигринова «Плач перепелки». Это была военная тема. Чтобы его вновь не упрекали в том, что снимает московских артистов, занял в фильме только артистов белорусских театров и не проиграл. Приобретенное мастерство сказалось. Но чувствовалось, что он был недоволен результатом. Все не удавалось достичь успеха, который был когда–то с фильмом «Иван Макарович».

Набирал известность и художественную высоту молодой драматург А.Дударев, он успешно соединил в сценарии «Белые Росы» мотивы некоторых своих пьес и рассказов и предложил сценарий киностудии. Добролюбов уже был опытным режиссером, провел в качестве художественного руководителя фильм «Денискины рассказы», пригласив впервые на киностудию композитора В.Шаинского. Он и взялся за «Белые Росы». Очень лирическое название, которое молодой драматург позаимствовал у великого китайского поэта Ду Фу. У него была книга поэзии «Белые росы». Но кто знал китайца? Название несло определенный поэтический смысл и легло на душу всем. Добролюбов пригласил гигантов кино — актеров Б.Новикова, В.Санаева, и молодых — Н.Караченцова, М.Кокшенова, Г.Гарбука. Приехал поэт–песенник М.Танич. Появился шлягер — песня в прологе фильма — и небывалый, грандиозный успех у зрителя. Как всегда, наши на студии приняли фильм сдержанно. Неужели опытному режиссеру фильмов военной тематики удалась лирическая комедия?! Были большие сборы в прокате. Фильм вместил все: романтизм, любовную драму, печаль об уходящем времени, тоску по уходящему укладу жизни, временами прямолинейно выражая идеи. Фильм стал народным. Его ежегодно раз по десять — пятнадцать стали крутить все каналы телевидения, забывая другие фильмы Добролюбова. А ведь был убедительный фильм об учителях «Расписание на послезавтра» с М.Тереховой в главной роли.

«Расписание на послезавтра» (1978 г.)

Он стал режиссером одного фильма.

...На студии его не видели уже несколько лет. Слышали, что Игорь Михайлович болеет. Но что с ним, знали немногие. Проведывал его оператор фильма «Иван Макарович» Д.Зайцев. Все еще хорошо помнили человечность Игоря Михайловича. Именно он, когда уже почти не снимали в Москве великолепного актера, звезду 50–х годов Николая Рыбникова, пригласил его на роль в фильме «Потому что люблю». Именно этот девиз подходит к его творчеству. Почему взялся за тот или другой фильм? Он бы ответил: «Потому что люблю человека, родину, добро».

В 1994 году он снял по сценарию И.Шамякина грустный фильм о приближающейся духовной катастрофе, а до этого рискнул повторить успех «Белых Рос», снова обратился к драматургии А.Дударева, снял фильм «Осенние сны» с Г.Макаровой в главной роли. Был легкий перебор, угнетала на экране старость и дыхание смерти. На сцене пьеса «Вечер» более оптимистична. Былого успеха не случилось.

Тяжелая болезнь приковала Игоря Михайловича к постели. Похоронили его на Московском кладбище рядом с теми, кого он снимал в своих фильмах.


Перевод на русский Ирины Кочетковой.

фото kino-teatr.ru

Советская Белоруссия № 168 (24798). Четверг, 3 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter