О фильме "Чудеса" Аличе Рорвахер

Было лето и было детство

Детство — это счастье. Оттого, что ты живешь с родителями и сестрами на собственной ферме; где наутро во дворе может появиться живой верблюд — подарок отца; где однажды можно увидеть настоящую телевизионную группу, снимающую сюжет для реалити–шоу; где повсюду жужжат пчелы, а льющийся из медогонки обильный мед, наполнив банки, плывет янтарной рекой по полу. А еще в этот дом привозят трудного подростка на перевоспитание (существует такая программа адаптации малолетних правонарушителей). И начинается своя история первой трепетной полувлюбленности.


Это «Чудеса» молодого итальянского режиссера Аличе Рорвахер. Ей 36 лет и она — любимица Каннского фестиваля, на котором за свой фильм была удостоена Гран–при. Правда, это случилось несколько лет назад. В наш прокат он попал с опозданием на 4 года. За это время Аличе сняла еще один фильм — «Счастливый Лазарь», который уже в этом году был удостоен «Золотой пальмовой ветви» за лучший сценарий. У Аличе, так же как у ее старшей сестры Альбы, известной итальянской актрисы, не бывает ничего случайного, но и сложного как будто тоже ничего нет. «Все гениальное — просто» — это про них вообще и про их фильмы в частности. Лазарь — имя деревенского мальчика и одновременно — знак библейской истории. В «Чудесах» одна из главных героинь — 13–летняя Джельсомина, которая помогает отцу управляться с пчелиным хозяйством. Но она и та трогательно–молчаливая Джельсомина, в которой угадывается образ феллиниевской героини из «Дороги».

Аличе Рорвахер, как в свое время Федерико Феллини, считают надеждой возрождающегося итальянского кино. У нее также, как и у великого классика, простое и житейское проецируется на мифологическое и вечное. Отец–фермер, опекающий своих дочерей, не только глава семьи, но и король своего государства, отвечающий за жизнь своих принцесс. Территория фермерского пчелиного хозяйства — как поляна сказок, где есть места для таинственных укрытий, преображений, открытий и возрождений. Когда тебе 13, лето наполнено волнительными ожиданиями и прекрасными чудесами. Одно из таких чудес — съемочная группа, прибывшая как будто из другого мира, где главный человек — ведущая, она же — прекрасная фея с серебряными волосами (Моника Беллуччи), благодаря которой привычный уклад жизни Джельсомины и ее семьи меняется.

Режиссер действительно ничего специально не придумывала. Она снимала то, что ей хорошо знакомо. Она сама выросла в такой семье, на фермерском подворье среди тосканских трав и пчел, под опекой отца (в фильме отец — немец, так же, как и у самой Аличе), в играх с сестрой и нежной заботой матери (роль матери сыграла родная сестра Альба Рорвахер). Уроки педагога из национальной киношколы стали для нее определяющими: «Не пытайся никому угодить. Просто снимай то, что нравится тебе самой. И поскольку ты не такая уж особенная, то обязательно найдешь того, кто любит то же самое, и он полюбит твое кино».

Так и случилось.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter