Подробности коррупционной деятельности «сахарных директоров»

Были сладки взятки...

Интрига, связанная с недавним и одновременным исчезновением из поля зрения директоров всех четырех сахарных заводов, руководителя Белорусской сахарной компании и одного очень известного в прошлом полковника милиции, разрешилась. Президент, посещая Добруш, прямо сказал: все они задержаны по подозрению в совершении коррупционных преступлений, возбуждены уголовные дела, получены, причем безо всякого давления, признательные показания. А вечером во вторник канал «Беларусь 1» показал увлекательный сюжет «Сахарная мафия», в котором начальник отдела следственного управления КГБ Константин Бычек привел подробности коррупции «сахарных директоров» и иже с ними. Но обо всем по порядку.


Еще в 2007 году в Москве стала работать Белорусская сахарная компания (БСК), через которую и шли все поставки белорусского сахара на прилавки восточной соседки. Ее учредителями выступили четыре сахарных завода. Когда и кому пришла идея нажиться на ценовых ножницах, сказать сложно. Однако уже доподлинно известно, что в последнее время «сахарная четверка» работала под прикрытием именно той самой БСК. Суть двустороннего «сотрудничества» сводилась к следующему. Мотивируя низкой рыночной ценой, сахар поставляли в Россию по бросовым ценам. Но на прилавках он в большинстве своем так и не появлялся: его тут же импортировали в Беларусь, но уже по завышенной стоимости. Собственно, за 11 месяцев прошлого года средняя цена тонны импортируемого сахара достигла 418 долларов. Дороже только из Бразилии — 655 долларов. Но даже если допустить, что Беларусь остро нуждается в сахаре (хотя это крайне маловероятно при наших объемах производства сахарной свеклы и перерабатывающих мощностях), есть более дешевые источники для импорта. Например, в странах Евросоюза тонну можно купить по 329 долларов, в странах вне СНГ — по 343. За подобный маневр директора заводов получали так называемое вознаграждение. Ежегодный размер откатов от БСК исчислялся сотнями тысяч долларов. Установлено, что за каждую тонну отгруженной продукции причитались «премиальные» от 1 до 2,5 доллара. В КГБ рассказали, что взятки передавали каждые три недели.

ФИГУРАНТЫ «сахарного дела» проходят по статьям «Получение взятки в особо крупном размере» и «Дача взятки в крупном размере». Директорам заводов Николаю Пруднику (Слуцкий комбинат), Дмитрию Егорову (Скидельский завод), Виктору Миронову (Жабинковский завод) и Михаилу Криштаповичу (Городейский комбинат) также вменяют еще одну аферу, связанную с упаковкой. Инициатива наладить бизнес по производству тары для сахара принадлежит, как сообщает КГБ, Михаилу Криштаповичу. С таким предложением он обратился к представителю российской коммерческой структуры Кононенко и директору Белорусской сахарной компании Кириллову. Остальным руководителям предложили участие в схеме на следующих условиях: за каждый купленный мешок вознаграждение достигало до 3 центов.

— Денежные средства при помощи российских лжепредпринимательских структур обналичивались и делились между тремя участниками преступной схемы в равных долях, — прокомментировал ситуацию в вечерней телепрограмме начальник отдела следственного управления КГБ Константин Бычек.

Масштабы премиальных? Думаю, достаточно сказать, что для сахарных заводов ежегодно производится до 22 миллионов мешков.

К слову, проходит по делу и бывший начальник 2-го управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК МВД) Владимир Тихиня. Он более двух месяцев назад ушел в отставку, но это его не спасло — он стал первым задержанным по делу.  В преступной группе человек в погонах отвечал за силовое прикрытие. Именно Тихиня докладывал о всех разыскных мероприятиях, советовал, как лучше конспирироваться, а также учил правильно зачищать следы. При этом обещал, что проверочные мероприятия в скором времени будут прекращены. Естественно, все это делалось не за спасибо.

ЗАДУМАЕМСЯ. Крупные хозяйственники, хорошие, судя по всему, профессионалы, на которых государство надеялось, которым доверило ответственнейшую работу, всадили ему нож в спину. Более того, они ограбили и каждого из нас. Ведь это мы все вместе заработали те огромные деньги, которые государство вложило в модернизацию сахарных заводов. И совсем не заслуга директоров, как некоторые сердобольные доброхоты сейчас говорят, в том, что они стали одними из лучших на постсоветском пространстве. Отнюдь. Для развития отрасли были предоставлены все возможности и преференции: это и внедрение современных технологий, и снижение закупочной стоимости на сахарную свеклу. Наоборот, показатели, экономика производства, жизненный уровень работников и их семей мог быть выше, если бы не крысиные повадки и откровенное мародерство директоров.

Расследование, как можно понять, только начинается. Мы узнаем еще много интересного. Услышим объяснения и оправдания тех, кто нагло залез в карман к государству. Да, когда петух жареный в одно место клюнул, можно придумать любые объяснения, любые оправдания. Но мне интересно, сумеют ли они, хотя бы сами для себя, ответить на один простой вопрос: а оно того стоило? Имея за плечами немалый опыт, в конце концов, семьи с детьми и внуками, пустить жизнь под откос, перечеркнуть все хорошее, что в ней было?

Что ж, на поиски ответа на этот и многие другие вопросы теперь у них, похоже, времени будет более чем достаточно...


Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter