Были – отходы, стало - сырье

Пусть и постепенно, но мы все же учимся использовать то, что раньше уходило на свалку, засоряло природу, нанося ей непоправимый урон. Важно, что работа в этом направлении ведется постоянно, притом на государственном уровне.

Пусть и постепенно, но мы все же учимся использовать то, что раньше уходило на свалку, засоряло природу, нанося ей непоправимый урон. Важно, что работа в этом направлении ведется постоянно, притом на государственном уровне.

Сегодня из образующихся ежегодно в стране более тридцати трех миллионов тонн промышленных и трех миллионов тонн коммунальных отходов перерабатывается лишь малая толика: вторсырьем становится соответственно более трех миллионов тонн новых и двести пятьдесят тысяч тонн вторых. Поэтому вопрос: «Как, за счет чего увеличить объемы переработки того, что пока прямым ходом везут на полигоны за город?» – основной для центра по использованию вторичных материальных ресурсов концерна «Белресурсы». По словам его директора Анатолия Яцука,  одна из главных причин, по которой в нашей стране невелик процент перерабатываемых отходов в том, что до последнего времени этим вопросом никто всерьез не занимался. Так, белорусские вузы специалистов необходимого профиля не готовят. А потому сегодня достаточно сложно найти менеджера, который бы мог «соединить» производственника с переработчиком, убедить их руководство, а затем и доказать, что вложенные во все это деньги с лихвой окупятся. Между тем это подтверждают примеры таких крупных белорусских предприятий, как «Атлант», «Милавица», «Горизонт», «Промсвязь». К примеру, «Атлант» полностью перерабатывает пластмассу, химикаты.  Обрезки, образующиеся при пошиве бельевого трикотажа, на «Милавице» используются для изготовления нетканых материалов, в качестве различных наполнителей.

Стоит сказать, желающих заниматься вторичной переработкой заметно прибавилось в последнее время, но далеко не у всех это получается. У кого-то из-за отсутствия транспорта, соответствующего оборудования, складских помещений, кому-то накладно платить налоги за поначалу не очень доходное дело (иногда нужно до полугода, чтобы собрать необходимое количество сырья). И получается, что примерно из десяти предприятий, решивших заниматься таким видом деятельности, на плаву остается только одно-два, остальные уходят в другой бизнес.

В связи с этим значительную часть работы специалистам центра пока приходится делать самим. Но если процесс переработки наладить серьезно и масштабно, это стало бы неплохим подспорьем для национальной экономики. Судите сами: на переработку тонны ПЭТ-бутылок необходимо затратить около ста пятидесяти долларов, а на получение такого же количества сырья из нефти — четыреста «зеленых». И это без учета экологического эффекта, а ведь каждая бутылка, брошенная на землю, загрязняет почву вредными, в том числе и для здоровья человека, продуктами распада.

Поэтому в центре такое внимание уделяется заключению договоров с теми предприятиями, перерабатывать отходы которых уже возможно, существуют соответствующие технологии для этого. Также ведется разработка новых технологических решений, финансирование которых —  долевое, за счет предприятий-загрязнителей. В центре создан банк патентов и изобретений со всего мира в области переработки отходов. Его анализ, говорит Анатолий Яцук, показывает, что даже самые редкие и экзотические из них могут быть вторичным сырьем. Скажем, сложные химические отходы модификаторов для улучшения свойств мастик и битумов после соответствующей переработки используются при печати радующих глаз глянцевых журналов.

Наши тоже, как говорится, не лыком шиты. В Беларуси перерабатывать научились многое – от изношенных автомобильных шин до батареек и оболочек кабелей. А из отходов текстильных материалов, к примеру, станут делать специальное нетканое полотно, снижающее растрескивание и расколы асфальтового покрытия дорог. Уже проведен тендер и закуплено необходимое оборудование, на котором будет налажен его выпуск.

Центр сотрудничает со всеми предприятиями, у которых образуются хоть какие-нибудь отходы, даже ртутьсодержащие или токсичные. Ведь часто то, что выбрасывается на одном производстве, может быть использовано в качестве пластификатора, модификатора, добавки на другом. Пожалуй, лучше всего об этом свидетельствует такой пример. Долгое время для производства азофоса – препарата для защиты растений от различных заболеваний — наша страна импортировала основной компонент — медный купорос. В то же время на столичном предприятии «Пром­связь» ломали голову, куда девать медьсодержащие гальванические отходы. Благодаря некоторым технологическим  инновациям сумели наладить его выпуск в Беларуси, снизив при этом в три-пять раз стоимость.

Решению проблем, связанных с переработкой вторсырья, говорит Анатолий Яцук, способствовал Указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья». Документ, по мнению руководителя центра, позволил организовать работу на совершенно новом уровне, создать необходимые условия для правильного и эффективного ее выполнения. К ней активно подключились «Белкоопсоюз», более семидесяти трех организаций «Минжилкомхоза»,  концерн «Белресурсы».

В недалеком будущем центр по использованию вторичных материальных ресурсов намерен расширять  перечень отходов для дальнейшей переработки: начать сбор с этой целью тетраупаковок, сложной бытовой и электронной техники. Естественно, воплотить все в жизнь – задача не одного дня. Но экономическая заинтересованность самих предприятий в ее решении – залог того, что она будет выполнена. 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter