Были бы знания - тест их оценит

Послезавтра начинается централизованное тестирование.
Послезавтра начинается централизованное тестирование. Проверить свои знания с помощью компьютера на сегодняшний день изъявили желание более 80 тысяч школьников. Уже началась регистрация участников тестирования по русскому и белорусскому языкам. Аудитории для проведения ЦТ предоставили 20 учебных заведений в разных регионах республики. Следить за его проведением будут 428 государственных контролеров. Словом, хотя до официального начала вступительной кампании еще больше трех месяцев, можно считать, она уже стартовала. На днях на совещании у председателя Комитета госконтроля Анатолия Тозика обсуждались, что называется, последние нюансы. Какие? Об этом корреспонденту "СБ" рассказывают начальник главного управления контроля за работой отраслей социальной сферы КГК Анатолий МОРОЗЕВИЧ и директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ.

- Нынче о тестировании спорили как никогда много и бурно. Повлияла ли общественная полемика на организацию ЦТ?

А.М.: В экзаменационной кампании участвует и причастны к ней огромное число людей: абитуриенты, родители, родственники... Это непростое время и для тех, кто ее проводит. Безусловно, при подготовке предложений по совершенствованию приема в вузы Комитет госконтроля всегда учитывал и учитывает их мнение. В этом году неоднозначную реакцию вызвала идея обязательного для всех выпускников тестирования по русскому и белорусскому языкам. В итоге решено, что обязательным оно будет только для тех, кто намерен поступать в вуз в нынешнем году, все остальные могут сдавать экзамены по этим предметам в школе, по старинке. Правда, если через год кто-то передумает и решит стать абитуриентом, не имея сертификата, сделать это будет невозможно - придется-таки пройти тестирование. Практически решен вопрос по зачислению на платное обучение в вузах первой и второй группы: скорее всего, оно пройдет в одни и те же сроки.

- Насколько, с вашей точки зрения, тестирование как форма проверки знаний оправданно?

А.М.: Оно оправдано мировой практикой! Переход на независимые от человека технологии оценки знаний - это общая тенденция. Вспомните, сколько после каждой вступительной кампании было апелляций - неделями разбирались, где экзаменатор был объективен, где - не очень. Председатель Госкомиссии Анатолий Тозик - профессор, сам много раз принимал вступительные экзамены, так что об этой проблеме знает не понаслышке. После тестирования же апелляций практически нет. Потому что машина беспристрастна. Замечу, что многие вузы приобрели хорошее программное обеспечение для обработки тестов. И меня лично не удивляет, что до 75 процентов белорусских школьников именно за такую форму проверки знаний.

- Судя по ажиотажу в минских вузах во время регистрации на ЦТ, это действительно так...

А.М.: Ажиотаж случился потому, что многие решили пройти тестирование непременно в столице - 43 процента участников зарегистрировались именно в минских вузах. Хотя на самом деле нет никакой разницы, где сдавать тесты: задания абсолютно одинаковые, а сертификаты действительны на всей территории Беларуси и будут без ограничений приниматься при поступлении на все специальности в вузы с ссузы.

Н.Ф.: Более того, у абитуриентов есть возможность сертифицировать свои знания по русскому и белорусскому языкам дважды: за плату и бесплатно. Какой из двух сертификатов подавать в приемную комиссию, решать самому поступающему. По другим предметам можно пройти ЦТ либо (опять же, бесплатно) вузовское тестирование.

- Но получается, что тот, кто может заплатить за тесты, имеет больше шансов на поступление.

А.М.: Он имеет больше шансов проверить свои знания. Я хотел бы подчеркнуть: плата за тесты - это не оплата за поступление.

- В прошлом году из почти 42 тысяч участников ЦТ максимальную сумму - 100 баллов - получил 51. Прямо скажем, немного. Из кого же вузы студентов набирать будут?

Н.Ф.: А разве раньше студентами становились только те, кто получал "пятерки" на вступительных экзаменах? В данном случае речь идет о другом: все ставятся в равные условия при оценке их знаний, и эта оценка будет объективной. А вуз, колледж наберет себе первокурсников: а) из победителей международных и республиканских предметных олимпиад, которые принимаются без всяких испытаний; б) по рейтингу сертификатов. Кстати, как показывает практика, лучшие студенты - те, кто поступил по сертификатам.

- Кто разрабатывал тесты?

Н.Ф.: Авторские коллективы, которые прошли конкурсный отбор. А если вы к тому, что авторы могут, так сказать, посодействовать, то рассказываю: тестовые задания машина перетасовывает так, что свой труд автор просто не узнает.

- Но уже, говорят, есть ответы!

Н.Ф.: Ответов еще даже у нас, в Институте контроля знаний, нет. Готов банк тестовых заданий. Они хранятся в компьютерах, не подключенных к сети. На какие вопросы выпадет отвечать, станет ясно только в аудиториях для тестирования, куда они в день сдачи теста в опечатанном виде будут доставлены фельдъегерской связью... А вообще, представьте, по иностранному языку разработано 82 варианта тестов по 60 заданий в каждом. Мыслимо ли 4.920 ответов запомнить?

А.М.: Утечки информации не будет, можете не сомневаться. Насчет содействия... В прошлом году было заведено 13 уголовных дел по фактам взяток при поступлении. Так что, на мой взгляд, лучше не рисковать.

- Переход к тестам это еще и попытка лишить работы репетиторов. Между тем они по-прежнему востребованы.

А.М.: Репетиторство репетиторству рознь. Если такие занятия способствуют повышению уровня знаний ребенка - почему нет? Мы следим лишь за тем, чтобы этот процесс не переходил законные рамки. На сегодняшний день все "гарантии поступления", которые давались, скажем, теми же репетиторами, уже не гарантии. Мы сломали этот механизм. А потому мой совет абитуриентам и родителям: не доверяйтесь никаким "гарантам", Интернет-шпаргалкам и разным доброхотам - обманут. И уж тем более не стоит рассчитывать на "шпоры" во время тестирования. По опыту прошлого года скажу: ни один ответ в изъятых шпаргалках с правильным не совпал, а их владельцы лишились права сдавать тест.

- Итак, шпаргалки запрещены. А что разрешено?

Н.Ф.: Черная гелевая ручка, простейший калькулятор на химии и физике, документ, удостоверяющий личность.

А.М.: А если не хотите остаться без сертификата - никаких пейджеров, мобильников и более изощренных средств коммуникации. Правоохранительные органы уже работают... И еще хотел бы предупредить: доступ в корпуса, где проходит ЦТ, будет блокирован. Обладатели любых "корочек" в данном случае являются посторонними. В аудиториях, кроме тестируемых, имеют право находиться только организаторы тестирования и представители госконтроля.

- Предусмотрены ли апелляции, ведь и машина может ошибиться?

Н.Ф.: Апелляции по содержанию приниматься не будут. В случае, если эксперты найдут, что то или иное задание было некорректно сформулировано, считается, что все участники тестирования выполнили его правильно.

А.М.: Понимаю, любой экзамен - серьезное испытание для выпускников. И все же были бы знания - оценка им будет дана объективная. Мы же со своей стороны сделаем все, чтобы обеспечить прозрачность тестирования и равные условия для его участников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter