Угрозы отключения от SWIFT стимулируют развитие альтернативных систем межбанковских расчетов

Были бы деньги, платеж найдется

Угрозы отключения от SWIFT стимулируют развитие альтернативных систем межбанковских расчетов, которых в мире уже достаточно для осуществления международных платежей

После окончания Второй мировой войны США установили монополию на международную финансовую систему. Сначала для стран Запада, а после развала Варшавского договора — и на весь мир. Надо признать, что до поры до времени американский Минфин мог контролировать чуть ли не любую международную транзакцию. Нынче «мировой гегемон» направо и налево пугает отключением от международных расчетов. В частности, то и дело возникают угрозы о прекращения доступа России и Беларуси к системе межбанковских расчетов SWIFT. Мол, исчезнет возможность обслуживать экспортно-импортные поставки, придется «сдаваться». Но эта история из разряда бомбежки мирных городов: военный ущерб отсутствует, но давит на психику населения. Была финансовая жизнь до SWIFT, существует она и без этой системы.


Влияние системы 

Сама по себе система SWIFT действительно масштабна, но в ней не используются какие-то сверхзаумные технологии, которые не подлежат повторению. Просто до сих пор не было необходимости в аналогах. Спрос на альтернативы сформировали США. Во-первых, после теракта в 2001 году Вашингтон «надавил» на SWIFT и вынудил их раскрывать всю информацию о финансовых движениях. А таковых ежедневно система обрабатывает свыше 30 миллионов. 

Потеря конфиденциальности значительно подорвало позиции системы. Но еще больше по ней бьет ассиметричная санкционная политика США. 

И хотя формально SWIFT не находится в американской юрисдикции, тем не менее минфин США обладает на нее влиянием, которому в Брюсселе пока не могут реально противостоять. 

Вместе с тем угрозы отключения от SWIFT Беларуси и тем более России — страшилки чистой воды, убежден финансовый эксперт Марк Михайловский. Одним из важных критериев международной системы межбанковских расчетов является прозрачность. С одной стороны, отсутствие полной конфиденциальности нервирует пользователей. С другой — позволяет если не исключить, то минимизировать или крайне затруднить финансирование терроризма, наркоторговли и других запрещенных видов деятельности. 
Если начинать отключать «неугодные» страны, то международная финансовая система может в значительной степени «посереть». Что в общем и целом совершенно не выгодно в равной степени и США, и ЕС, и России, и Китаю, и подавляющему большинству других стран. 
Возможно, поэтому пока прецедента с отключением от SWIFT было всего лишь два — Северная Корея и Иран. Однако вечный шантаж в доступе к международной финансовой инфраструктуре уже сформировал скепсис к этой самой инфраструктуре. 

Надежная альтернатива 

По словам Марка Михайловского, в России уже есть две альтернативные системы межбанковских расчетов: одна действует под эгидой Банка России, вторая — коммерческая. К первой из них подключено уже более 300 финансовых организаций из девяти стран. 
В январе 2019 года прошла первая транзакция по системе Instrument in Support of Trade Exchanges (INSTEX), созданной в ЕС для торговли с Ираном в обход американских санкций. Альтернативную систему создал Китай. 
Белорусские аналитики добавляют: даже если Беларусь отключат от SWIFT, ничего страшного не произойдет. Есть возможность быстро переключиться на альтернативные системы межбанковских расчетов — российские и китайские, тем более что это наших два стратегических партнера. 

Что касается расчетов с Европой, можно будет работать через те же российские и китайские банки. 
Особенность осуществления межбанковских платежей заключается в том, что несколько альтернативных систем могут использоваться параллельно. Международные эксперты, кстати, убеждены, что количество их аналогов будет только увеличиваться. 

Невыгодные игры 

Марк Михайловский объясняет, что далеко не все банки Беларуси напрямую подключены к SWIFT в принципе. Эта система достаточно дорогая. 
Поэтому значительная доля белорусских банков не подключена к системе напрямую, а пользуется услугами коллективного доступа к SWIFT. Внутри страны все расчеты осуществляются через Межбанковский расчетный центр Нацбанка. Поэтому если говорить о внутренних платежах, то на них никакие ограничения на внешнем контуре сказаться не могут. 
Вероятность отключения России от SWIFT в целом маловероятна. Как Европа будет торговать со своим восточным соседом? Или полностью откажется от российских товаров, в том числе энергетических? Откажется от восточного рынка сбыта, который является для ЕС одним из значимых и премиальных? Это уж слишком по-гусарски. 

Хотя в современном мире, проходящем период крайнего международного озлобления, возможны любые безумства. Особенно со стороны США. 
Но игры со SWIFT могут настолько сильно поставить под удар благосостояние Европы, что «старушка» может не выдержать и проигнорировать требования «старшего заокеанского брата». 
Впрочем, охлаждение по линии «коллективный Запад — Россия/Китай» возникло не вчера. В какой-то степени это и неплохо. 
По крайней мере, и Россия, и Беларусь, и Китай подготовились к любым вариантам развития событий. И создали собственную стратегическую инфраструктуру, которая позволит нашим странам развиваться даже при полной изоляции от некоторых чрезмерно «развитых» стран.
СПРАВОЧНО

Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи (SWIFT) — частная организация коллективной формы собственности. Ее учредителями в 1973 году выступили 248 банков из 19 стран.

Штаб-квартира расположена в Брюсселе. 

Система позволяет отправлять и получать информацию о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надежной форме. SWIFT прижился и вытеснил старый добрый телетайп, с помощью которого общались финансисты в ХХ веке. 

Сейчас к системе SWIFT подключены более 10 тысяч финансовых организаций по всему миру.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter