Календарь и традиции: 1 - 7 октября 2018 года

Были бы деньги — мешок будет

Октябрь «лес залоцiць, а зямлю балоцiць». В воздухе начинают порхать первые снежинки. Но... «у кастрычнiку снег — толькi на грэх»: раньше считалось, первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы. Из–за такой неустойчивой погоды у наших предков возникали проблемы с «транспортом», когда на телеге уже не проехать, а сани снаряжать еще рановато. Точно, что «кастрычнiк нi калёс, нi палоз не любiць». Но внешнюю «няўтульнасць» с лихвой покрывал осенний достаток в доме.



1 октября в традиционном народном календаре — Арина, которая, по правилам, открывает журавлиный лет. По поведению этих птиц судили о предстоящей погоде: если журавли задерживаются на родине — морозов не будет до середины ноября; если соберутся в дорогу — зима может заявить о себе всерьез уже к Покрову.

2 октября — Зосима (Зосим), помогает пчеловодам, которые теперь заняты очень важным делом — им необходимо побеспокоиться об ульях, чтобы сохранить рои до весны. День Зосимы отмечается еще и по весне. На иконах этот святой обычно в одной руке держит котелок, в другой — крест и метелочку для сгребания роя или кропило. На каждой пасеке обязательно стояли «абразкi» заступников пчело­водов, на зиму иконки переносили туда, где сохраняли ульи, или же в дом. Пчеловоды, подобно рыбакам, народ суеверный, потому старались придерживаться правил, «што з даўнiх часоў», добавляя к ним собственные наблюдения и приметы. На Зосиму обязательно лакомились медом, не забывая угощать друзей и соседей.

4 октября — Кодрат. Вни­мательно приглядывались к погодным изменениям. Ясное небо при северо–восточном ветре обещало морозную зиму.

Начало октября — время проведения больших, шумных «кiрмашоў» — «фэстаў», как еще их называли у нас в прежние времена. Большой «кiрмаш» обычно длился от двух недель до месяца, сменялся один другим и привязывался к какому–либо празднику, от чего получал соответствующее название: троицкий, ильинский, спасовский, покровский... Организаторами часто выступали князья, местные магнаты, монастыри. Получение разрешения на проведение такого базара выступало одной из важных феодальных привилегий. Место для торговли выбирали тщательно: оно должно быть спокойным и защищенным от воровства, грабежей, не обложенным денежными и таможенными поборами, то есть привлекательным во всех отношениях. Каждый «кiрмаш» имел свой этнокультурный колорит, проявлявшийся в социальном составе посетителей и продавцов, местных традициях, что отражались в одежде, привычках, манере общения, ассортименте товаров и их рекламе через «трапнае слоўца», припевку. «Кiрмашы» отличались и «специализацией»: на одних торговали сельскохозяйственными орудиями труда и различными инструментами, на других — домашним скотом, на третьих — одеждой и обувью. Было много и привозных товаров из дальних мест: ковры, галантерея — из Польши, изделия из металла, готовая одежда, чай, кофе, вина — из Прибалтики, железные и медные изделия, ткани, фарфоровая и фаянсовая посуда — из России. Самые крупные «кiрмашы» проходили у нас в Несвиже, Зельве, Свислочи, Гомеле, Бешенковичах, несколько уступали им по масштабу и значимости Минск, Новогрудок, Брест, Кобрин, Мир, Пинск.

А в совсем давние времена на большие «кiрмашы» паны заявлялись вместе с многочисленной прислугой, собирали там так называемые сословные съезды, ассамблеи, свободное время «бавiлi» за богатыми столами. Но в первую очередь проводили деловые встречи, договаривались, заключали контракты, нанимали в свои поместья управляющих, экономов, писарей. Мелкая и безземельная шляхта предлагала услуги «значнаму панству». Проходили встречи с кредиторами, расчеты по долгам. Решались не только деловые, но и семейные проблемы: у кого–то дочка на выданье, а кому–то нужно сына женить или послать детей на учебу. Потом договоренности «закреплялись» чаркой в шинке. А возле таких «рестораций» давали представления бродячие артисты, местные крепостные театры, показывали свое мастерство акробаты, дрессировщики медведей из знаменитой сморгонской «медвежьей академии». Случалось, с гастролями приезжали даже труппы из Франции, Австро–Венгрии, Польши, Пруссии.

Так что жизнь бурлила. Как говорится, были бы деньги, мешок будет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter