Были бесы — мы этого не отрицаем

На белорусские экраны вышел новый фильм режиссера Николая Досталя “Монах и бес”
На белорусские экраны вышел новый фильм режиссера Николая Досталя “Монах и бес” по сценарию известного кинодраматурга и писателя Юрия Арабова, кстати, постоянного сценариста Александра Сокурова.

Озорная, лукавая, чуть ли не лубочная, в хорошем смысле этого слова, картина. Очень неожиданная, пластичная и, несмотря на то, что ее действие разворачивается в первой половине XIX века, — невероятно современная. Пример того, как стоит говорить о религии без дидактики и нравоучений, с чего начать, если вы решили искать Бога в себе.

Фильм принимал участие в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля, но призов не получил. Вероятно, члены жюри ожидали от такого названия перепевки а-ля “Андрей Рублев” Тарковского на тему богоискательства, а получили почти авантюрную комедию с элементами черной магии и фэнтези.

Николай Досталь всегда работал с сильным литературным материалом. Его щемящий фильм “Облако-рай” стал культовым. Позже были “Маленький гигант большого секса” по Фазилю Искандеру, сериал “Завещание Ленина” по Варламу Шаламову и невероятно драматический “Штрафбат” по Эдуарду Володарскому. И вот теперь — Арабов.

Лауреат Каннского кинофестиваля, Юрий Николаевич как-то совсем не боится черта и вообще темных сил. Бес для него — все равно что вздорный сосед по лестничной клетке, который вопреки всем преду-

преждениям и возможным штрафам покуривает на площадке и громко слушает музыку после одиннадцати. Эту лихость и небоязнь Арабов продемонстрировал еще в сценарии фильма “Фауст” Сокурова, получившего “Золотого льва” в Венеции. Там человек оказывался страшнее черта. И вот теперь Арабов продолжил свое исследование в “Монахе и бесе”.

Кстати, Досталь тоже уже являл зрителю “Мелкого беса” — художественный фильм, снятый в 1995 году по одноименному роману Федора Сологуба, который писатель создавал десять лет — с 1892 по 1902 год. 

Но это, как говорится, уже совсем другая история. Вернемся к “Монаху и бесу”.

Главный герой — монах Иван Семенович — действительно одержим бесом. Сидит он у него форменно внутри, творит всякие труднообъяснимые чудачества, и никто Ивану Семеновичу помочь не может. 

Во второй части фильма черт по имени Легион материализуется. Они вместе с Иваном совершат путешествие в Иерусалим и попадут не в одну передрягу. Но сумевший договориться с чертом монах Иван не сможет договориться с провинциальным полицмейстером и погибнет от розг, которые всегда так любили на Руси.

В фильме Досталя выдающиеся актерские работы Тимофея Трибунцева, Романа Мадянова и молодых актеров Георгия Фетисова и Никиты Тарасова. Последний исполнил роль царя Николая Первого, который случайно заехал в мужской монастырь. И эта новелла благодаря актерскому притяжению Тарасова выглядит крайне убедительно.

В общем, нашим режиссерам и сценаристам стоит бросить все дела и пойти на эту удивительную почти двухчасовую картину, чтобы прикоснуться к чему-то настоящему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter