Август, дожди. Мертвый сезон. Во Дворце искусств открылась топовая выставка «Золотой фонд Белорусского союза художников». Жаль, что несколько не ко времени, потому что где–то в сентябре — октябре ей бы можно было гарантировать большой успех. А так во дворец придут лишь «гурманы», не отозванные в отпуска... В легендарном зале старейшей художественной галереи Минска на улице Козлова, 3 выставлено 67 картин — всего 67 лучших (!) работ из баснословно богатых фондов союза, собранных за многие десятилетия. Парадокс, но многие холсты увидели свет всего второй раз в жизни — после того, как были когда–то закуплены экспертным советом с вернисажей разных годов, а было это — трудно представить! — и 20, и 30, и даже 50 лет назад, ведь союз начал собирать коллекцию буквально сразу после своего создания.
Итак, запасники открыты. Вчера во дворце было хорошее столпотворение: художники, их жены, их музы и ученики, их поклонники... Прямо, как когда–то в 1980–х (лично я раньше просто не помню, не участвовала). Недолгие, но все равно утомительные речи официальных лиц, радостное переминание с ноги на ногу, букеты, фотовспышки... Открытие большой выставки — это иногда как проводы в плавание парохода: и тревожно, и любопытно, и немного грустно... Последнее чувство почему–то особенно остро накатило, когда вернисаж предстал взору во всем величии. Да, величии... «Была прекрасная эпоха...» Как в общем–то быстро захотелось вновь произнести эти слова... Оказывается, за полтора десятилетия новейшей истории мы успели позабыть, что такое настоящая — республиканская! масштабная! — выставка изобразительного искусства.
Во–первых, поражает могучий размер холстов — теперь этого нет, теперь же в основном думают о возможном покупателе и его интерьере, работы пишутся камерные, «продажные». А во–вторых, и в главных, — художники, выполняя когда–то госзаказ, преданный потом анафеме и осмеянный, и затоптанный, писали настоящие картины! По крайней мере, то, что осело в запасниках, — это стоящие работы. Надо признать, тема, тема у людей была — идея, обобщение... Мысль. Даже по пафосу мы несколько истосковались, оказывается. Сегодня его нет. Теперь мы что в основном наблюдаем: или прямую декоративность, или опять–таки «заказуху», но — кого? Того, кто платит, а это — частник, который покупает украшение для своего коттеджа. В лучшем случае. Вот так. А в мечтах о рынке и свободе, конечно, виделось все по–другому. Тогда заказ казался ярмом, тогда экспертный совет называли цензурой. Ну нет их сейчас, так ведь и картин — картин! — настоящих почти нет. Хотя, возможно, об этом тоже лучше всего будет поспорить лет через 20. А пока оглянемся на прошлое...
— Было время, была эпоха... Посмотрите — это качество высочайшего уровня, — Владимир Савич, председатель Белорусского союза художников и не пытается справиться с эмоциями. — Вы знаете, сами мастера ходят и удивляются, как это могли старшие так работать. Думаю, эта выставка будет как школа. Жаль, что студентов в городе еще нет. Давно дворец не видел такие стены: я имею в виду изобразительное напряжение, энергетику. Михась Рогалевич, Николай Киреев, молодая Зоя Литвинова... А вот Малишевский, шедевральный Аракчеев, прекрасный Сахненко, Николай Селещук... А это, будьте любезны, — ранний Щемелев, его поездки по Средней Азии. Виктор Громыко — что ни фамилия, то имя. Эстеты будут в восторге! Даже я, который давно знает художников, их работы, ходил на все выставки, и то многие картины вижу как будто впервые, в более истинном свете.
— Как хорошо, что союз мог когда–то покупать картины... Было время, на искусство государство тратило большие деньги, — рассуждает далее Савич. — Посмотрите, Цвирко, Ващенко, Кищенко... Каждый художник со своим лицом и какая широкая амплитуда приемов, изобразительных решений, палитры. Шикарно! Какие масштабы! Они как будто сразу писали для музеев! А сейчас другое мышление — «домашнее».
К слову, возможно, такое большое собрание картин и публики стены Дворца искусств видят в последний раз — в скором времени он становится на ремонт и модернизацию. Найден инвестор, он официально выиграл тендер, сейчас союз художников готовит пакет документов, который направится в горисполком. Сергей Криштапович, известный художник, директор Дворца искусств, поделился впечатлениями:
— 35 лет без ремонта! Но этот дом я безумно люблю. И жду начала ремонта, как настоящего события, хотя знаю, что подготовительный период будет невероятно сложным. Модернизация необходима, дворец должен приобрести новые стандарты качества экспонирования, хранения. Хочется, чтобы он сверкал в соответствии с современными нормами. А выставка — безумно теплое ощущение... Посмотреть на старые картины — это подслушать голоса, аромат прошлого. Искусство не бывает старомодным. Прошло время, и понимаешь, что это была эпоха счастливых людей в искусстве.