Была прекрасная эпоха...

Во Дворце искусств открылась топовая выставка «Золотой фонд Белорусского союза художников»

Август, дожди. Мертвый сезон. Во Дворце искусств открылась топовая выставка «Золотой фонд Белорусского союза художников». Жаль, что несколько не ко времени, потому что где–то в сентябре — октябре ей бы можно было гарантировать большой успех. А так во дворец придут лишь «гурманы», не отозванные в отпуска... В легендарном зале старейшей художественной галереи Минска на улице Козлова, 3 выставлено 67 картин — всего 67 лучших (!) работ из баснословно богатых фондов союза, собранных за многие десятилетия. Парадокс, но многие холсты увидели свет всего второй раз в жизни — после того, как были когда–то закуплены экспертным советом с вернисажей разных годов, а было это — трудно представить! — и 20, и 30, и даже 50 лет назад, ведь союз начал собирать коллекцию буквально сразу после своего создания.


Итак, запасники открыты. Вчера во дворце было хорошее столпотворение: художники, их жены, их музы и ученики, их поклонники... Прямо, как когда–то в 1980–х (лично я раньше просто не помню, не участвовала). Недолгие, но все равно утомительные речи официальных лиц, радостное переминание с ноги на ногу, букеты, фотовспышки... Открытие большой выставки — это иногда как проводы в плавание парохода: и тревожно, и любопытно, и немного грустно... Последнее чувство почему–то особенно остро накатило, когда вернисаж предстал взору во всем величии. Да, величии... «Была прекрасная эпоха...» Как в общем–то быстро захотелось вновь произнести эти слова... Оказывается, за полтора десятилетия новейшей истории мы успели позабыть, что такое настоящая — республиканская! масштабная! — выставка изобразительного искусства.


Во–первых, поражает могучий размер холстов — теперь этого нет, теперь же в основном думают о возможном покупателе и его интерьере, работы пишутся камерные, «продажные». А во–вторых, и в главных, — художники, выполняя когда–то госзаказ, преданный потом анафеме и осмеянный, и затоптанный, писали настоящие картины! По крайней мере, то, что осело в запасниках, — это стоящие работы. Надо признать, тема, тема у людей была — идея, обобщение... Мысль. Даже по пафосу мы несколько истосковались, оказывается. Сегодня его нет. Теперь мы что в основном наблюдаем: или прямую декоративность, или опять–таки «заказуху», но — кого? Того, кто платит, а это — частник, который покупает украшение для своего коттеджа. В лучшем случае. Вот так. А в мечтах о рынке и свободе, конечно, виделось все по–другому. Тогда заказ казался ярмом, тогда экспертный совет называли цензурой. Ну нет их сейчас, так ведь и картин — картин! — настоящих почти нет. Хотя, возможно, об этом тоже лучше всего будет поспорить лет через 20. А пока оглянемся на прошлое...


— Было время, была эпоха... Посмотрите — это качество высочайшего уровня, — Владимир Савич, председатель Белорусского союза художников и не пытается справиться с эмоциями. — Вы знаете, сами мастера ходят и удивляются, как это могли старшие так работать. Думаю, эта выставка будет как школа. Жаль, что студентов в городе еще нет. Давно дворец не видел такие стены: я имею в виду изобразительное напряжение, энергетику. Михась Рогалевич, Николай Киреев, молодая Зоя Литвинова... А вот Малишевский, шедевральный Аракчеев, прекрасный Сахненко, Николай Селещук... А это, будьте любезны, — ранний Щемелев, его поездки по Средней Азии. Виктор Громыко — что ни фамилия, то имя. Эстеты будут в восторге! Даже я, который давно знает художников, их работы, ходил на все выставки, и то многие картины вижу как будто впервые, в более истинном свете.


— Как хорошо, что союз мог когда–то покупать картины... Было время, на искусство государство тратило большие деньги, — рассуждает далее Савич. — Посмотрите, Цвирко, Ващенко, Кищенко... Каждый художник со своим лицом и какая широкая амплитуда приемов, изобразительных решений, палитры. Шикарно! Какие масштабы! Они как будто сразу писали для музеев! А сейчас другое мышление — «домашнее».


К слову, возможно, такое большое собрание картин и публики стены Дворца искусств видят в последний раз — в скором времени он становится на ремонт и модернизацию. Найден инвестор, он официально выиграл тендер, сейчас союз художников готовит пакет документов, который направится в горисполком. Сергей Криштапович, известный художник, директор Дворца искусств, поделился впечатлениями:


— 35 лет без ремонта! Но этот дом я безумно люблю. И жду начала ремонта, как настоящего события, хотя знаю, что подготовительный период будет невероятно сложным. Модернизация необходима, дворец должен приобрести новые стандарты качества экспонирования, хранения. Хочется, чтобы он сверкал в соответствии с современными нормами. А выставка — безумно теплое ощущение... Посмотреть на старые картины — это подслушать голоса, аромат прошлого. Искусство не бывает старомодным. Прошло время, и понимаешь, что это была эпоха счастливых людей в искусстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter