Был только МиГ...

15 лет после закрытия военного городка

15 лет после закрытия военного городка


Более трех десятков лет Щучин был разделен на две части. В одной тихо текла неторопливая провинциальная жизнь, а в другой властвовали строгие армейские порядки. Там, за высоким бетонным ограждением, размещались военные — истребительная дивизия. К такому соседству местные жители привыкли. Даже смирились они с нескончаемым гулом моторов боевых самолетов на соседнем аэродроме — одном из крупнейших на западных рубежах Советского Союза. 15 лет назад все круто изменилось: авиационная база закрылась. В вынужденное наследство городу досталось 56 далеко не новых жилых домов и около 300 различных зданий и сооружений. Гражданка для бывших летчиков и их семей оказалась не раем, поломав немало судеб. Тяжелым балластом повисла и многочисленная недвижимость, которую «двинуть» было некуда. Что изменилось с тех пор?


Улица разбитых фонарей


Отправляюсь в военный городок. Давно уже там нет проходной и нескончаемого забора. Теперь это обычный с виду микрорайон с похожими панельными пятиэтажками. Раньше его сравнивали с оазисом в пустыне: когда на прилавках городских магазинов было хоть шаром покати, в армейских торговых лавках постоянно лежала колбаса нескольких сортов. Пробраться же за дефицитными продуктами удавалось немногим. Воинская территория строго охранялась. Тут было все свое: от пекарни до парикмахерской. И развлечения тоже: дискотека в Доме офицеров славилась далеко за пределами Щучина. Один мой знакомый майор рассказывал, что в выходные дни к ним на танцы приезжали даже девушки из Москвы. Их встречали с поезда на станции Рожанка и везли в военный городок. Многие дамы тут нашли не только бравых кавалеров при деньгах, но и мужей. Молодые летчики со звездами на погонах в те годы были у женщин в почете.


Эту историю я вспомнил, когда подходил к бывшему Дому офицеров. Он размещался в шикарном дворце князей Друцких–Любецких на берегу озера. Теперь в памятнике архитектуры XVIII века гуляет ветер, со стен отлетает штукатурка... Пенсионер Владимир Глаз первым забил тревогу, чтобы восстановить дворец. Но усилий хватило лишь на то, чтобы за бюджетные средства отремонтировать крышу и передать здание на баланс районного отдела образования. А что будет дальше, не знает никто.


За дворцом начинается улица Островского — единственная в городке. Асфальт на ней неплохой, но стоит завернуть во двор — без резиновых сапог не обойтись. После дождя лужи на каждом шагу. Обходя их, разговорился с прохожими. Спросил, как пройти к зданию бывшего штаба дивизии. Мне указали дорогу, но предупредили: вечером ходить не стоит, потому что кругом темно. А я–то и не заметил, что фонарей вокруг почти нет. Кое–где стоят одинокие столбы, но без лампочек.


— Мы тут живем давно, все тропинки знаем, а к темноте так и не привыкнем, — делится наболевшим пожилой мужчина. — Ранним утром я часто собираюсь на рыбалку, так боюсь даже по улице идти — темно, хоть глаз выколи.


По пути встретил не одно пустующее кирпичное строение: казармы, гаражи, склады. С заколоченной дверью стоял и спортзал, где раньше проводились различные соревнования. А вот зданию штаба повезло: его помещения сданы в аренду. Там, где раньше была комната дежурного, теперь открыт пункт ремонта обуви.


Сторож при погонах


Чтобы ярче представить, что значил для Щучина военный городок, можно сравнить его с самым крупным местным заводом — «Автопровод», расположенным, кстати, по соседству. Если за конвейером предприятия стояли 700 человек, то авиаторы предоставляли вдвое больше рабочих мест, в том числе для офицерских жен и детей. И вдруг все разом рухнуло. Многие семьи, что моложе, подались в другие города, продав свои квартиры. Другие же военные, став пенсионерами в 45 — 50 лет, остались здесь. На кусок хлеба они зарабатывали по–разному.


Командир 10–го отдельного разведывательного полка Владимир Рябов тоже был на распутье, но постепенно нашел себя в частном бизнесе. И сегодня он в городе по–прежнему уважаемый и авторитетный человек. Но таких фактов мало. Достойно устроиться в новой жизни удалось далеко не всем летчикам. Они лихо управляли МиГами и Су, но на гражданке столкнулись со множеством проблем. Кавалер трех орденов Красной Звезды майор Александр Линьков и Афганистан прошел, и в щучинской дивизии отмечался наградами, но вынужден был пойти в рабочие, на ходу осваивая профессию кровельщика. От переживаний не выдержало сердце — умер. Мне называли фамилии летчиков, техников, которые, став пенсионерами, спились... Это тоже особенность бывшего военного городка.


Несмотря на то что из Щучина дивизию вывели, до 2002 года там оставалась военная школа младших авиационных специалистов, в которой занимались полторы тысячи человек. «Учебка» давала возможность некоторым офицерам продлить службу. Но теперь на это не приходится рассчитывать. Бывших летчиков можно встретить на разной работе. Даже есть в городе «взвод»... сторожей. Так в народе называют созданное три года назад госучреждение «Авиатор». Его директор майор Петр Петров, к слову, тоже поработавший на пенсии кровельщиком, объясняет:


— В моем подчинении 25 сторожей, в основном это бывшие военные. Они охраняют имущество военного городка. Но объектов столько, что и этого количества людей мало. Например, на аэродроме длиной более четырех километров дежурят всего двое.


Урожай — с аэродрома


На щучинский аэродром я попал впервые. От центральной площади города он недалеко — меньше километра. Шлагбаума у входа нет, любая машина может туда проехать: ей сторож нипочем. Когда подошел ближе, увидел занимательную картину: по вспаханной территории разъезжал трактор и вносил жидкие удобрения. Оказывается, часть «авиационной» земли передали СПК «Щучинагропродукт».


Уже потом в райисполкоме меня заверили, что на этом участке почва пригодна для выращивания урожая. Хотелось бы, чтобы все так и было... Просто вспомнил, как несколько лет назад неподалеку нашли целый склад боеприпасов: бомбы, снаряды, пушки, гранаты, а также бочки с опасным химическим веществом — напалмом...


Идем дальше — к взлетно–посадочной полосе. Если раньше к ней вела бетонка, то теперь — ухабистая песчаная дорога. А куда девалось покрытие? Мой проводник Петр Петров рассказал, что в 2005 году перед тем, как передать аэродром в собственность Щучинского райисполкома, военное ведомство демонтировало и увезло более 10 тысяч армированных бетонных плит. Теперь бы они пригодились и здесь. Особенно на подъездах к арочным укрытиям. Те и сегодня впечатляют своей надежностью (стены и массивная дверь могли выдержать прямое попадание снаряда) и сохранностью. То ли в шутку, то ли всерьез Петр Петров замечает:


— Площадь ангара позволяет оборудовать там даже теннисный корт.


И таких самолетных «гаражей» здесь 40. К необычным хранилищам не раз присматривались покупатели, даже предлагали разместить там цехи птицефабрики, но сделка не состоялась. Одна из причин — отсутствие подъездных путей к разбросанным по всей территории ангарам. Есть еще один вариант — приспособить укрытия для хранения сельхозтехники. Деньги от аренды пошли бы на обустройство обветшалого военного городка, да и дополнительная работа появилась бы.


Компетентно


Заместитель председателя Щучинского райисполкома Валентин Матюк:


— В прошлом году полностью завершилась передача объектов военного городка в собственность района. Всего к нам перешла территория площадью 620 гектаров, на которой расположены около 300 различных объектов. Два десятка зданий уже продали на аукционах. В 2007 году заработали на них 167 миллионов рублей, еще 66 миллионов принесла аренда помещений. У нас есть четкий график проведения торгов. Планируем, что к концу 2009 года найдем покупателей на все оставшиеся сооружения. Одновременно, насколько позволяют средства, ремонтируем жилые дома военного городка. Так, начиная с 1999 года на капремонт израсходовали 490 миллионов рублей. Сейчас готовится проект замены электроосвещения на улице Островского, на что потребуется 50 миллионов рублей. Их возьмем в кредит.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter