Был родом из детства…

Елена Турова: Отец пытался оградить меня от киномира

25 октября исполняется 75 лет со дня рождения народного артиста СССР и Беларуси, выдающегося кинорежиссера, сценариста Виктора Турова (на снимке). В фильмографии этого мастера около двух десятков художественных картин, среди которых — «Я родом из детства», «Сыновья уходят в бой», «Точка отсчета», «Черный аист», «Шляхтич Завальня». Его знаменитая кинолента «Люди на болоте» была отмечена Госпремией СССР, а картина «Через кладбище» в 1994 году включена решением ЮНЕСКО в список 100 наиболее значимых в мире фильмов о войне. Он многое мог бы еще снять, но не успел… Виктора Турова не стало в 1996-м. Сегодня мы вспоминаем классика белорусского кино вместе с его старшей дочерью, кинорежиссером, сценаристом, автором текстов песен, исполняемых многими известными артистами, Еленой ТУРОВОЙ.

— Елена, какие самые ранние воспоминания об отце у вас сохранились?

— К сожалению, их совсем немного. Родители расстались, когда мне было всего три года. Но один момент помню очень хорошо. Папа учил меня четко выговаривать фамилию Турова. Он снова и снова спрашивал: «Ты кто?», а я отвечала: «Лена Тувава». Буква «р» у меня плохо получалась. Я была еще совсем маленькой.

— Спустя годы, когда вы решили стать режиссером, Виктор Тимофеевич одобрил ваш выбор?

— От киномира он пытался меня оградить, защитить в каком-то смысле. Когда услышал, что я после окончания филфака с красным дипломом собралась на киностудию, настойчиво отговаривал. Он считал, что счастье женщины — в заботах о семейном очаге. Но когда тебе лишь немногим более за 20, разве могут убедить отцовские представления о настоящем женском счастье?.. Извечная проблема — отцы и дети. Только с годами поняла, как отец был прав. Режиссер игрового кино — это мужское дело, по большому счету. Конечно, женщина справляется тоже, но не могу сказать, что для нее это здоровый образ жизни. Что-то меняется в характере и даже во внешности. Но в то время я об этом не задумывалась. Я любила кино, мне все было в нем интересно, и генетика кипела, наверное. Я рвалась на студию.

— Вы упомянули генетику. Отец — режиссер, мама — актриса Светлана Турова. Наверняка их знакомству предшествовала какая-то романтическая история?

— Они оба родом из Могилева, там и познакомились в юности. За мамой отец начал ухаживать еще до поступления во ВГИК, затем отношения продолжились. Мама была очень красивой, у нее было много кавалеров, но, видимо, отец поинтереснее других оказался, потому и смог увезти красавицу в столицу. А актрисой мама стала уже после знакомства с отцом. Думаю, во ВГИК она поступила именно под его влиянием.

— Отцовская фамилия помогала вам в кинематографической жизни?

— Поначалу скорее наоборот. Ведь не секрет, что, когда говорят о династиях врачей, юристов, хлеборобов, это звучит гордо. А когда дети идут по стопам родителей творческих профессий, то считается, их туда просто тянут, и природа на таких детях отдыхает. Хотя это несправедливо. Ведь эти дети растут в семье профессиональной, с ранних лет смотрят, впитывают, что делают родители, логично предположить, что у них есть и какие-то творческие задатки, и желание продолжать династию.

Наверное, чтобы не вызывать в мой и свой адрес подобных разговоров, папа не пытался мне помочь, как-то продвинуть в профессии, хотя, наверное, мог бы это сделать. А так на «Беларусьфильме» я начинала с самой скромной должности ассистента режиссера на мультстудии, и мне пришлось достаточно долго самоутверждаться и доказывать, что я сама по себе и что-то могу.

— Успехами отец интересовался?

— Долгое время он не воспринимал всерьез ни мои первые режиссерские попытки в анимации, ни стихи. Но, как оказалось позже, за моей профессиональной деятельностью все же следил, хоть и не подавал виду, что ему она интересна. Например, такой эпизод. К середине 1990-х я была уже профессиональным режиссером-аниматором, автором нескольких мультфильмов, но популярность стала набирать именно как автор слов песен. После выхода большого дебютного альбома «Бумажная луна» Анжелики Ялинской (ныне — Агурбаш), в котором все тексты мои и который имел достаточно большой резонанс, меня пригласили на радио. Я сообщила отцу, мол, будет передача, послушай. Он вроде мимо ушей пропустил. А потом его супруга мне рассказывала, что папа сидел возле приемника, прослушал всю передачу от первого до последнего слова, после чего вздохнул с облегчением и сказал: «Слава богу, дочь у меня не дура». Это была для меня первая большая похвала, хоть и услышанная не от него лично. Вообще, он не был щедрым на комплименты. Достаточно сдержанный мужской характер.

А еще один забавный случай стал семейным анекдотом. Однажды мы пересеклись с отцом в Витебске на «Славянском базаре». Он представлял «Беларусьфильм» в фестивальной кинопрограмме, а я приехала как автор песен. Молодые журналистки подошли к нему за интервью и говорят: «Скажите, вы отец той самой Елены Туровой?» Он долго потом смеялся, рассказывая об этом, говорил, мол, вот как все местами поменялось. Ведь это меня долгое время воспринимали как дочку знаменитого кинорежиссера Виктора Турова.

— Как режиссер-профессионал отцовские фильмы пересматриваете?

— Конечно. И каждый раз убеждаюсь — эти картины действительно достойны полученных ими высоких наград. Это работы мастера, который великолепно знал и любил Беларусь, ее историю, культуру, традиции, который был человеком с корнями.

— Рассказывал ли отец о своем военном детстве, ведь на его долю, тогда совсем мальчишки, выпали трагические испытания…

— Рассказывал. Это тяжелый рассказ. Его отца фашисты расстреляли как партизана. Сам он вместе с матерью и сестрой был узником в немецком концлагере. Видимо, эта страшная память о войне, увиденной глазами ребенка, позволила ему создать такие мощные по эмоциональному воздействию картины, как «Я родом из детства» и «Через кладбище».

— В одном из опубликованных монологов Владимир Высоцкий, вспоминая свою работу в фильме «Я родом из детства», где он сыграл одну из главных ролей и где звучали его песни, назвал Виктора Турова своим близким другом. К Турову он приезжал в гости вместе с Мариной Влади, написал песни еще для трех его фильмов — «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой» и «Точка отсчета». Вместе с тем, ваш отец, в отличие от многих, охотно объявлявших себя друзьями Высоцкого, свою дружбу с ним не афишировал и много лет о ней публично не рассказывал. Как думаете — почему?

— Наверное, он был не из тех людей, которые могут этим бахвалиться. С Высоцким они действительно были друзьями, много встречались по жизни и пересекались в творчестве. И абсолютно точно, что снявшись в отцовском фильме «Я родом из детства», Высоцкий вошел в кинематограф и что Туров первый не побоялся песен опального автора на экране. Это была и мужская дружба, и хорошая коллегиальная сцепка, они помогали друг другу. Но хвалиться этим, выставлять эти отношения напоказ отцу, думаю, было незачем. Зачем звонить на всех перекрестках, с какой звездой ты знаком, кто у кого был в гостях, кто с кем выпивал и о прочих пикантных подробностях? Отец был вполне самодостаточным автором, сильным, признанным мастером, ему хватало своих регалий, и не нужна была чужая слава.

— Общаетесь ли вы с детьми отца от других браков?

— Не могу сказать, что очень тесно, но общаемся. На самом деле, большие усилия, чтобы нас всех объединить, приложил Артем. Меня он нашел на «Одноклассниках». Артем — самый младший из нас, закончил исторический факультет, сейчас переехал с семьей из Смоленска в Москву, продвигается по политической линии. Кстати, Артем открыл сайт, посвященный отцу, занимается сбором материалов о его жизни и творчестве. В Москве в Городской думе работает сестра Оксана. Меня радует, что связи между нами наладились. Думаю, это правильно, и мы должны держаться в жизни вместе.

— Выходит, по стопам отца пошли вы одна.

— Не совсем. У меня растет дочка Ника — внучка Виктора Турова. Ника и Виктор — имена, производные от имени одной богини Победы, только в греческом и римском вариантах. Как-то журнал «На экранах» по этому поводу написал, что внучка Ника — это посмертная «Ника» Виктору Турову. Папа мечтал о внуках, но при жизни не дождался.

Ника идет по линии дедушки. Она снимается в кино. В девять лет у нее уже неплохая творческая биография и 10 фильмов в послужном списке.

Так что пока династию поддерживаем. Трудно сказать, станет ли Ника актрисой. Но если решит, то, думаю, это будет вполне осознанный ею выбор, ведь она уже знает не понаслышке, что актерская профессия — дело не из легких. А может, вырастет и не захочет связывать свою жизнь с кино, благополучно выйдет замуж и реализует мечту дедушки — быть просто счастливой женщиной.

-------------------------------------------

На снимке: Виктор ТУРОВ (справа) на съемках «Полесской хроники» по роману И. Мележа. 1984 г.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter