Календарь и традиции: 22 – 28 апреля 2019 года

Был пост, будет и праздник!

28 апреля у православных верующих Светлое Христово Воскресение — Пасха
На Страстной неделе перед Пасхой — а предстоящая именно такая — у православных верующих во всех домах традиционно красили пасхальные яйца (как правило, не меньше копы — 60 штук). А умелые мастерицы даже украшали их растительным и геометрическим рисунком — получались «пісанкі» и «скробанкі». 

фото Ольги Пак.

Чтобы получить мраморный узор на яйце, во время варки в воду добавляли растительное масло. Красили обычно луковой шелухой в красный цвет. Красный цвет — один из доминирующих в белорусской традиционной культуре: символизирует жизнь в самом широком ее смысле. А яйцо — символ плодородия, возрождающейся жизни. Кстати, наши предки верили, что яйцо, снесенное в Страстную пятницу, обладает особой защитной силой, и уже окрашенным хранили его за образами.

Изготавливали также декоративные пасхальные яйца из различных материалов. Те, что подешевле, вытачивали из дерева и затем раскрашивали, над теми, что подороже, трудились ювелиры, в том числе самые известные. Такое пасхальное яйцо служило подарком для крестников, суженых, детей и многочисленной родни, поскольку считалось своеобразным символом единства семьи.

Наступающая неделя отличается двойственностью характера: с одной стороны, наполнена сдержанностью и особенно строгим постом, а с другой — уже пронизана радостью приближающегося Великого дня. 

В доме проводилась тщательная уборка, старательно выметался двор. В некоторых регионах существовал обычай, когда младший из сыновей, поскребыш, вставал до рассвета и совершенно раздетый(!) выметал все в доме (оголял), а потом выносил мусор. 

Но больше всего хлопот, конечно, выпадало хозяйке дома: напарить, нажарить, наварить. Доставались припрятанные еще с Коляд «вэнджаны кумпяк, паляндвіца і падсушаныя кілбасы», пеклись пироги и блины, для самых маленьких готовились «салодкія цясткі» на меду с маком и жарился хворост. 

И, конечно, к такому великолепию закусок полагались крепкие напитки. Пьянство никогда не поощрялось, но среди уникальных белорусских «валачобных» песен известны те, где поется про «чудо на крестьянском подворье», когда за праздничным столом «Сам Бог сядзіць, а з ім усе празнічкі і ўсе святачкі», а на столе стоят «кубкі пазлачоныя з зеляным віном». «Віно маё, віно зеляно» — часто встречающийся припев во многих таких песнях. Именно ими на «Вялікдзень» приветствуют и величают хозяина дома («слаўнага пана, пана Івана»), в них упоминают «кубкі» с «зеляным віном» для самого «гаспадара», «чорным півам» для «гаспадынечкі‑журавіначкі» и «салодкім мядком» для их деток. Нужно сказать, что в белорусском фольклоре существовало четкое разграничение между «зеляным віном» и «горкай гарэлкай», в то время как в России эти понятия часто выступали синонимами. Словом «віно» у нас обозначалась и сама виноградная лоза. А словом «вінаград» — место, где лоза росла («град» этого самого «віна», или «сад‑вінаград»). Вспомним известное народное: «Ой, сад‑вінаград, зялёная вішня».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter