Источник: Знамя юности
Знамя юности

Был Михайловичем, стал дядей Ваней. Спросили у учителя физкультуры из Минска, каково это быть вожатым

Был Михайловичем, стал дядей Ваней

До этого лета учитель физкультуры средней школы № 90 Минска Иван Котко не бывал в детских лагерях. Поэтому от предложения поработать в оздоровительном лагере имени Гастелло в Минском районе не отказался. После последнего звонка педагог сменил деловой стиль на кэжуал и отправился на свою первую смену. Каково это – быть вожатым, мы расспросили Ивана Михайловича.

Вместе 24 часа в сутки

С Иваном Котко встречаемся на территории лагеря после завтрака. Ребят в его отряде немного: часть родители уже забрали домой, оставшиеся мальчишки и девчонки неспеша собирают вещи и наслаждаются последними часами отдыха. И если дети выглядят довольно бодро, то на лице Ивана читается небольшая усталость:

– Работаю в первом отряде старшим воспитателем, мои коллеги – две студентки Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Для них эта смена тоже первая, поэтому всему учились вместе. Когда ехал в лагерь, не представлял, что меня ждет. Поначалу переживал, что не найду общий язык с детьми. В школе-то отработал 45 минут с классом, а после к тебе пришел следующий. А здесь с ребятами проводишь 24 часа в сутки. Но мы быстро подружились. 

У воспитателей – ненормированный рабочий день. Они обязаны быть с отрядом круглые сутки. Покидать территорию лагеря можно только в свой выходной – их за смену три, по одному на каждую неделю. Живут вожатые в корпусе с детьми, делится бытовыми подробностями Иван:

– Из соображений безопасности дежурим и по ночам. Кстати, уложить подростков – еще та задачка. К концу дня у ребят столько впечатлений, что, пока ими не обменяются, не уснут. А утром еще больший квест – подъем. 

На одной волне

Такие разные дни

Нашу беседу прерывают дети, спешащие в актовый зал, – там через десять минут начнется световое шоу. Отряд Ивана собирается в назначенное время у корпуса и дружно идет на представление. Каждый день в лагере не похож на предыдущий, говорит по дороге старший воспитатель:

– До обеда дети проводят время за своими увлечениями: шашками, шахматами, лазертагом, играют в подвижные игры, занимаются на уличных тренажерах. Ближе к вечеру начинаются общелагерные активности – к ним мальчишки и девчонки готовятся сами, а мы им только помогаем. Например, на днях прошел конкурс «Экомода», для которого воспитанники создавали костюмы из переработанного материала: полиэтиленовых пакетов, картона, шишек… Мой отряд представил героев восточных сказок – Аладдина и Жасмин. Судьи отдали им первое место. 

Наверняка запомнится ребятам и день под общим названием «Ярмарка чудес». Участвуя в конкурсах, можно было заработать «валюту» – гастеллики. Чтобы обогатиться, нужно угадать песню или попасть мячом в кольцо. В конце дня на аукционе разыгрывалось несколько лотов – от отмены тихого часа до продления дискотеки. Отряд Ивана выиграл посиделки у костра:

– Воспитанники устроили пикник: принесли сосиски, чтобы их пожарить, печенье, конфеты. Мы много общались, пели песни. Эти душевные посиделки настолько всех сблизили, что никому не хотелось прощаться с лагерной жизнью. Даже мне, взрослому, грустно от мысли, что через пару дней все разъедутся. В конце смены стал для подопечных дядей Ваней, а не Иваном Михайловичем, как в начале. Но обращались они ко мне, конечно, на вы. Все-таки я педагог, и границы дозволенного переходить не стоит.

Физкультминутка!

И ведущий, и актер

На вопрос, чему научил лагерь, Иван отвечает без раздумий:

– Если бы раньше кто-то сказал, что могу быть ведущим, я бы рассмеялся. А оказалось, действительно неплохо справляюсь с этой ролью. На смене вел концерты и другие активности. Кроме того, во мне открылся актерский талант. Хотя всегда думал, что дико боюсь сцены и не смогу долго удерживать внимание зрителей. А теперь и самому нравится, когда на меня все смотрят. Особенно удачно даются юмористические номера. Сегодня вечером, например, устраиваем вожатский концерт. На сцене предстану в образе деда, у которого заболела корова и который всеми силами пытается спасти животное. Этот эпизод вместе с другими воспитателями мы повторяем несколько раз, но в разных жанрах.

Июньская смена для Ивана единственная нынешним летом. Первая часть отпуска заканчивается, а значит, нужно выходить на основную работу. Но главное – у педагога есть желание вернуться в лагерь снова.


СКАЗАНО

Светлана Маринович, начальник оздоровительного лагеря имени Гастелло:

– Иван Котко проявил себя как ответственный педагог. У него есть опыт взаимодействия с детьми в школе, поэтому он выделяется на фоне остальных воспитателей. Иван Михайлович легко находит подход к каждому ребенку. Ни разу не слышала, чтобы он повышал голос, кого-то отчитывал. Наоборот, если ребята шумели, он начинал говорить тише. И это, к слову, очень действенный метод. Его отряд оказался самым пунктуальным – дети никогда никуда не опаздывали. 





mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter