Был колхоз российским. Стал китайским...

НЕДЕЛЮ назад президентским указом был утвержден список приграничных территорий России, где «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». По оценкам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия РЫЛЬКО, иностранцы контролируют уже около одного миллиона гектаров российской пашни.

Иностранцы контролируют у соседей около миллиона гектаров пашни.

НЕДЕЛЮ назад президентским указом был утвержден список приграничных территорий России, где «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». По оценкам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия РЫЛЬКО, иностранцы контролируют уже около одного миллиона гектаров российской пашни.

Согласно закону, принятому в 2002 году, в России запрещена продажа земель сельхозназначения. Теперь эту преграду решено ужесточить. В 380 муниципальных образованиях и городских округах 48 субъектов РФ запрещается продажа иностранцам любых земельных участков. Впрочем, скептики говорят, что эффективность запрета сомнительна даже для физических лиц. Земля может числиться, например, за местной женой того же иностранца. Для крупных же фирм существуют давно проверенные рецепты, как обойти закон. Самый распространенный из них — создание «внучек», то есть «дочек» «дочек» иностранных фирм. Про них в законе ничего не говорится. А что не запрещено, то разрешено. Используя подобные подставные фирмы, иностранные компании на протяжении всех последних лет скупают все новые и новые российские сельхозугодья.

Только один шведский инвестиционный фонд Black Earth Farming, по его же собственным данным, контролирует через российские компании 300 тыс. гектаров сельхозугодий в Центральном Черноземье и планирует присовокупить к своей империи еще 300 тыс. гектаров. Это первая агрокомпания, которая призналась в скупке сельхозземель в России. Ее интересы представляет российская «внучка» «Агро-инвест», которая занимается растениеводством и собирается развивать молочное животноводство, свиноводство и птицеводство.

Кроме шведов, на этом рынке засветилось еще несколько иностранных компаний. Датская фирма Trigon Agri, по словам ее председателя совета директоров Уло Адамсона, контролирует свыше 100 тыс. гектаров сельхозземель «в районе Пензы и Самары». Литовская Agrowill Group AB, как утверждает замгендиректора компании Ремигиус Жвирблис, намерена контролировать в России до полумиллиона гектаров, поскольку здесь есть возможность обзавестись крупными массивами высокого качества, а издержки на обработку ниже, чем в Литве. Компания интересуется участками не меньше 10 тыс. гектаров, желательно уже с инфраструктурой для растениеводства и в Черноземье.

По косвенной информации, один из крупнейших владельцев российских земель — казахстанская компания «Иволга-Холдинг» во главе с Василием Розиновым. По признанию другого землевладельца, Игоря Пинкевича, у «Иволги» в России около 500 тыс. гектаров.

Россия находится на третьем месте в мире (после США и Индии) по запасам сельхозугодий — 132 млн. гектаров. Основные ресурсы сельхозземель сосредоточены у 12 млн. бывших колхозников в виде паев. Однако из этого количества человек зарегистрировали свои права только 400 тысяч. Получается, что земля в России фактически ничья, что зачастую вызывает у ответственного за нее чиновника труднопреодолимое искушение «толкнуть налево».

Главный плюс российской земли — ее дешевизна. Самые дорогие земли — на юге России. По словам Дмитрия Рылько, цена 1 гектара в Краснодарском крае может достигать 5 тыс. долларов, тогда как в Воронежской области он стоит 700—800 долларов, в Липецкой — 320 долларов. По данным экспертов из компании «Разгуляй», средняя стоимость приобретения земли в России для агрохолдинга составляет около 1 тыс. долларов за 1 гектар плюс затраты на оформление этой земли в собственность — еще 400—500 долларов за 1 гектар. По оценкам экспертов, российские сельхозземли дешевле земель Восточной Европы в пять раз, а если сравнивать со странами ЕС, то в 15—30 раз (!). В Аргентине 1 гектар стоит 4400 —7800 долларов, во Франции — в среднем 5 100 долларов, в Испании — 14 500 долларов, в Бельгии — 26 тыс. долларов, на востоке США — 13200 — 32 тыс. долларов.

Недавно Тверской суд Москвы наложил арест на 3 тыс. гектаров земельных угодий, расположенных в Домодедовском и Подольском районах Подмосковья, которые должны были оказаться в собственности БТА-банка — крупнейшего в Казахстане. По данным следствия, по распоряжению бывшего главы банка Мухтара Аблязова руководство российской компании «Евразия логистик» договорилось о приобретении 40 земельных участков, оформив их на подставные российские фирмы, руководителями которых значились топ-менеджеры «Евразии логистик» или подставные лица.

Понятно, что выплывший наружу скандал с БТА-банком — лишь надводная часть айсберга. Стоит побывать в Приморье, чтобы убедиться, что в этом регионе все овощи давно выращивают китайцы. Село Плотава в Алтайском крае уже года три именуется на китайский манер — Вань Юань, после того как колхоз стал китайским ООО «Вань Юань Плотава». Да и все Приморье китайцы называют Хэй-Хан-Ше, что в переводе означает «Северная провинция».

Не отстают от Китая и другие азиатские державы. Так, в 2009 году южнокорейская компания «Хёндэ Хеви Индастриз» за 6,5 млн. долларов приобрела хабаровское предприятие «Хороль зерно», владеющее 10 тыс. гектаров земли. Получается, что 1 гектар обошелся корейцам в 650 долларов — смешная цена! Тем более что на Дальнем Востоке простаивает более половины сельхозугодий.

Президент группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко видит в этом положительную сторону: «Запрет на покупку земли иностранными гражданами — это совершенно лишнее бюрократическое препятствие, ведь землю никто никуда не увезет. Чем больше запретов, тем больше возможностей для аферистов и желания уйти от закона. Многие страны прошли через это недоверие к иностранцам в прошлом. В России нет дефицита земель для продажи, как в США. У нас наблюдается избыток земли на продажу, поэтому надо думать, как задействовать ее с пользой».

Проблема вызывает двоякие чувства. С одной стороны, обидно отдавать землю иностранцам. Ведь правильнее самим поднимать собственное сельское хозяйство, а не сдаваться на милость более работящих соседей. Но, с другой стороны, не стоит вести себя как собака на сене. Сегодня около 7 процентов пахотных земель в мире принадлежит либо российскому государству, либо колхозам, однако огромная их часть вообще не используется, а средний урожай зерна в России составляет лишь 1,85 тонны с 1 гектара (для сравнения: в США — 6,36 тонны с гектара, в Канаде — 3,04 тонны). Так что китайцы, корейцы, таджики и т. д., которые пашут российскую землю, не дают ей пропасть окончательно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter