В поисках утраченного: Быхов крепок историей

Быхов — сильная крепость

Об истории Быхова можно рассказывать и рассказывать: есть о чем. И, наверное, лучше всего это получается у самих быховчан. Мы же сегодня предлагаем читателям рубрики «В поисках утраченного» в очередной раз убедиться, насколько разнообразна и богата история родной Беларуси, где порой даже самая скромная малая родина при ближайшем рассмотрении оказывается участницей великих событий. И снова помогут нам в том страницы уникальных книг: «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии...» М.Без‑Корниловича середины XIX столетия и «Россия. Полное географическое описание. Верхнее Поднепровье и Белоруссия» под редакцией В.Семенова начала XX века. Итак, отправляемся в небольшое путешествие в прошлое.

Быхов. Рыночная площадь и собор. 1918 г.

Страницы древнейшей истории: не в каждый «курятник» открываются двери

Как город Старый Быхов известен с XIV века. В 1430 году он упоминается в акте возведения Свидригайло на литовский престол. Быхов относился к числу королевских волостей и в 1568 году был пожалован Яну Иерониму Ходкевичу, который с тех пор стал именоваться графом на Быхове. В 1610 году литовский гетман Ян Кароль Ходкевич укрепил город по всем правилам новейшей фортификации того времени, и с сего времени Быхов считался одной из сильных крепостей на территории Беларуси. Здесь же замечательные мастера изготавливали пушки, ядра. При литейной пушечной мастерской действовала знаменитая быховская оружейная школа.

От Ходкевичей Быхов перешел к Сапегам. Лев Казимир еще больше укрепил город, перестроил замок. В период казацких войн Быхов играл заметную роль. В 1648 году казаки неоднократно пытались овладеть Быховом, однако безуспешно. В 1655 году Быхов выдержал долговременную осаду казацкого атамана Золотаренко; наконец Богдан Хмельницкий приказал ему «оставить курятник». В награду за такую стойкость король Ян II Казимир Ваза грамотой от 31 мая 1655 года освободил Быхов на 20 лет от податей и повинностей.

Быхов. Костел (нач. ХХ в.).

Но, естественно, на том все не закончилось: Быхов переходил из рук в руки не один раз, как, впрочем, и многие другие белорусские поселения, оставаясь при этом самим собой.

Страницы не столь древней истории: императорский плац вместо торговых лавок

В наполеоновскую войну в 1812 году возле Старого Быхова князь Багратион переправился на левый берег Днепра для соединения с Барклаем‑де‑Толли. 

В 1825 году российский император Александр I на пути в Таганрог остановился в Быхове и ночевал во дворце Сапеги. Высочайшая особа производила смотр войскам на площади, для чего на время снесли располагавшиеся там лавки. Ввиду затруднительного сообщения по дороге через луга во время разлива Днепра Сапега построил для проезда Александра I земляную насыпь более версты.

Вид Быхова от Днепра (нач. ХХ в.).

В 1773 году, после присоединения к Российской империи, Быхов назначили уездным городом, в 1793‑м — обращен в заштатный город, в 1802‑м — снова назначен уездным. В 1780 году здесь находились замок Сапеги, каменный католический монастырь, построенный в 1765 году, две деревянные церкви (православная и униатская). 

В 1831 году Быхов поступил в казенное ведомство Российской империи, так как Сапега принимал участие в польском восстании. Долгое время каменный дворец оставался в запустении. В 1870‑х годах его отремонтировали и приспособили под тюрьму.

Быхов. Вокзал. 1918 г

Еще в конце XIX века существовали земляные укрепления Быхова; в 1850‑х годах сохранялись и двое каменных ворот. Новый план города утвердили в 1778 году, герб — в 1781‑м. В нижней части щита в красном поле изображены две пушки, положенные крестообразно, «каковых, самых древних, в сем городе находится много» — говорится в описании герба.

И просто страницы истории: круподерня, маслобойня, мельница, мыловаренный завод

Примерно в конце ХIХ — начале XX века в Быхове действовало «церквей православных три (из которых одна каменная), римско‑католический костел, синагога и до десятка молитвенных еврейских домов. В городе проводились три незначительные ярмарки в году. Из промышленных заведений здесь можно отметить кожевенный завод, 3 круподерни, 2 маслобойни, 4 ветряные мельницы, мыловаренный завод и 4 чулочных заведения. Всех же промышленных заведений 32 с 53 рабочими. Жителей около 7.000, значительная часть населения уезда — евреи.

Быхов. Мужская гимназия. 1918 г.

...Быховский уезд, занимающий площадь в 4.106 квадратных верст, с населением 126 тысяч душ (31 житель на квадратную версту) расположен, как и Могилевский, по течению Днепра и параллельного ему притока Друти. Под лесом в уезде занято 40 процентов площади (152 тысячи десятин), под пашней — более 27 процентов (105 тысяч десятин), под лугами и выгонами — более 14 процентов (54 тысячи десятин), под песками и болотами — 18 процентов (69 тысяч десятин). Почва в северной части правобережья Днепра супесчаная, в южной — песчаная, а на левобережье Днепра в северной и южной третях — суглинистая, в средней части — песчаная: местами встречаются тростниковые болота; по Днепру и Друти тянутся полосы пойменных почв. Болотная руда в виде тонкого пласта железной сини попадается в русле Днепра против Старого Быхова и известна здесь у плотовщиков и судовщиков под названием «скалы». 

Главные занятия жителей — земледелие, садоводство, но не промышленного масштаба, лесные и судовые промыслы: в Старом Быхове действовала речная пристань. Фабрично‑заводская деятельность была развита слабо. 

История на рыболовном крючке

Занимались в Быховском уезде, конечно, и рыболовством. И, надо признать, не всегда по правилам: «из хищнических способов распространена отрава кукельваном», отмечали современники. Кукельван (кукольван, луносемянник) — растение, горькие, ядовитые плоды которого применялись для придания горечи пиву и одурманивания рыбы при ловле. И вот здесь, конечно, брать пример с предков не стоит.

Быхов. Синагога. 1918 г.

В местных реках и озерах водились также раки — обычно их ловлей промышляли деревенские дети. Немало раков попадало и в рыболовные снасти. Различали «два сорта раков: «добрый рак» и «кравец», оба вида — некрупные. Но «добрый рак» крупнее и имеет гладкую кожу, а «кравец» — мельче, с кожей светлой и зеленоватой; первый вкуснее второго. О сушении и другом приготовлении раковых шеек в Могилевской губернии и помину нет. В Могилеве копа раков — 60 штук — стоит 20 — 30 копеек. В последнее время евреи организовали значительный вывоз раков за границу».

Новый Быхов

Путешествие продолжается. «Верстах в 20 за Старым Быховом железная дорога оставляет верстах в 5 к востоку от себя местечко Новый Быхов на реке Днепр.

В Новом Быхове имеются две православные церкви (из которых одна каменная) и еврейский молитвенный дом, церковно‑приходская школа и волостное правление. Проживает более 3.400 человек.

Не доходя версты три до следующей станции Тощицы, Витебско‑Жлобинский железный путь переходит из Быховского уезда в Рогачевский». Однако здесь уже начинается другая повесть.

КСТАТИ

Немного о дорогах того времени. С 1902 года Быхов — железнодорожная станция. «Верстах в 4 за Салтановкой Витебско‑Жлобинский железный путь выходит из Могилевского уезда в Быховский. Там он достигает станции Дашковка (на 168‑й версте от Витебска). В 25 верстах за Дашковкой  (на 193‑й версте от Витебска) железная дорога добирается до уездного города Старый Быхов».

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by 

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter