Спорт как зеркало одной из европейских проблем

Буркини и Олимпиада

Как по мне, так спор бикини с буркини запоздал (бикини — это такой купальник, а буркини — это строго наоборот: все закрыто, только нос торчит). И все запреты (пока — французские, в перспективе — общеевропейские) — это лицемерие, имитация бурной деятельности. Потому что Ближний Восток и Магриб — они давно в Европе. Глубоко внутри и в большом количестве. А европейцам надо бы думать, как с этим дальше жить, раз уж не получилось «растворить» все эти десятки миллионов, легально приехавших и нелегально пробравшихся только за последние лет тридцать. Всерьез думать, а не купальники запрещать.


Олимпиада в Рио подталкивает к взгляду со «спортивной» стороны. Возьмем футбол: вот европейцы болеют за «родной» клуб. Никого уже не смущает, что клуб принадлежит — весь, с потрохами — людям с другого континента. Что из 11 игроков — 11 иностранцев. Имеем упаковку в местных цветах и красках, а внутри... а все равно, что внутри. Болеем за наших! Кто тут наш? Ничего, болеют, приучили. Можете себе представить подобное еще полвека назад?

А начиналось все на наших глазах. Помните знаменитое трио Райкаард — Гуллит — ван Бастен? Трио «голландцев». У двоих отцы из Суринама, он раньше назывался Нидерландской Гвианой. Помню, очень веселились тогдашние футбольные комментаторы, вплоть до советов и в СССР завезти производителей футбольных звезд. Так «оранжевые» тогда воспользовались «поставками» из своей же, пусть бывшей, колонии. А сейчас — рынок, купи себе кого хочешь и откуда хочешь. Еще лучше — возьми из семьи иммигрантов, их много, а перспективы, как и раньше, сомнительные. Поэтому занятия спортом, что у темнокожих в Америке, что у алжирцев в Париже, что у бывших югославов в Швеции, остаются одним из очень немногих каналов, чтобы выбиться в люди. И они будут выбиваться. А европейцы будут этим продолжать пользоваться. Ведь не одного меня смущает словосочетание «швед Златан Ибрагимович»?


Когда болели за своих — если про нас с вами, то за минчан, за белорусов, за СССР, — в этом был смысл. Они — не самые, может, мастеровитые, не такие уж и кудесники мяча, может, даже и нарушающие режим, но они свои! А сейчас я искренне не понимаю, как можно болеть за клуб, принадлежащий чужим для тебя людям, где играет больше иностранцев, чем земляков. «Кто ему Гертруда, кто он Гертруде, чтобы так рыдать?» — на стадион, как на работу, на кубки ездить, майки по немыслимым ценам покупать, морды бить таким же фанатам, болеющим за другую яркую упаковку с чужим содержанием внутри? Тех, кто недоумевает, за кого вы тут болеете, становится все больше. И вспоминается незабвенный Райкин: «22 бугая полтора часа один мяч перекатывают...»

Давным–давно спорт возник как часть военной культуры. В прошлом веке спортом попытались заменить и вытеснить саму войну, есть такая теория. Во всяком случае, свободное время спорт занимает, этого не отнять, что у самих спортсменов, что у гораздо более многочисленных болельщиков. Но случись, не дай бог, что, скажите мне: пойдет тот же Ибрагимович защищать Швецию, как думаете? Как свою? Или сначала запросит контракт и обсудит страховые выплаты?

Америка когда–то сумела стать «плавильным котлом» для миллионов эмигрантов. Не уверен, что сумела им остаться, но у европейцев этот путь вообще не удался. В современном спорте, как в зеркале, мы можем углядеть ту модель, к которой европейцы (может, по примеру американцев) стремились и пришли (может, и не желая того). Использование самых талантливых иммигрантов (и их детей) при полном безразличии к остальным. А их, остальных, с каждым годом становится все больше. И больше. И вот что будет делать мэр той же французской Ниццы, если не десяток, а тысяча женщин выйдет на пляж в буркини? А десять тысяч? Думаете, не найдется столько? Или к тому времени и мэр будет носить то же самое?

Так что не с купальниками надо бы бороться. Как писал Булгаков: «Разруха не в клозетах, а в головах».

mukovoz@sb.by

Советская Белоруссия № 163 (25045). Пятница, 26 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter