О фильме "Неприкосновенность" Юрия Елхова и Дмитрия Зайцева

Буратино уже не тот

В сказке про Буратино важно помнить не только о счастливом финале с золотым ключиком, который все ж таки подошел к заветным дверям, но и о том, как незадачливый герой часто становился жертвой собственной доверчивости, попадая в руки самых разных прохиндеев. Вот и в финале фильма белорусских кинематографистов Юрия Елхова и Дмитрия Зайцева «Неприкосновенность» (по мотивам рассказа Роберта Колби «Голос в ночи») звучит песенка про Буратино. Правда, в этой песне, как и в самой картине, уже нет места звонким мелодиям, напоминающим о беззаботном детстве. В жестких аккордах саундтрека передается не столько счастливая безмятежность, сколько напряженная драма поджидающей опасности. В свое время Юрий Елхов был оператором на некогда очень любимом советском фильме–сказке «Приключения Буратино». В режиссерской работе двух замечательных операторов приключения остались, а Буратино уже совсем не тот.

В «Неприкосновенности» в роли Буратино выступила симпатичная молодая особа (Ольга Рептух), которая «купилась» всего лишь на телефонный звонок незнакомца (Александр Кашперов). Бархатный баритон упрямо приглашал на свидание в свой роскошный терем. Возрастная, социальная и всякая прочая несовместимость была такая же, как у Карабаса–Барабаса или кота Базилио с Буратино. Путешествие по терему под будоражащие, предупреждающие звуки больше походило на блуждание в таинственном замке Синей Бороды, чем на беспечную прогулку по Полю чудес. Параллели, аналогии, многочисленные символические знаки, бьющие не в бровь, а в глаз, в виде крупных планов экспрессионистских или постмодернистских картин (а точнее, «мистоэссенциалистских», чем–то напоминающих творения Александра Исачева), обильно развешанных по стенам весьма впечатляющего терема, были прямыми указателями для зрителей на то, что все закончится плохо. Так оно и произошло. «Золотой ключик» доверчивой барышни открыл двери в противоположную от рая жизнь. Вот и сверчок из песни «Буратино» тоже предупреждал: «Не ходил бы туда, где дурные снятся сны, где нет солнца, нет луны...» А что с Барабасом (он же кот Базилио с лисой Алисой вместе взятый, он же — Синяя Борода)? А ничего. Он так и остался законопослушным служащим, подающим большие надежды, примерным семьянином и преуспевающим владельцем внушительной недвижимости.

Надо полагать, что под «неприкосновенностью» авторами понималась человеческая жизнь, свобода. В других обстоятельствах, наверное, это могло бы быть напряженной драмой экзистенциального толка. Но по той буквальности, недоговоренности и краткости, с которой рассказана вся история, это больше напоминает то ли реплику, то ли социальный ролик, то ли предупреждающий экранный плакат на тему «Будьте бдительны!». Когда–то Станислав Говорухин, представляя свой новый фильм, так обозначил жанр: «Пустячок». Ну вот, что–то вроде этого.

Желание создавать свое кино настолько велико, что многие белорусские авторы берутся за это дело с потрясающим романтическим порывом. Юрий Елхов и Дмитрий Зайцев сделали свой фильм на чистом энтузиазме (они же были и операторами–постановщиками, и продюсерами). Им даже удалось использовать уникальное видеооборудование, обеспечивающее высокий уровень изображения. На том же и с тем же работала вся съемочная группа. Отдельное спасибо известному белорусскому художнику и музыканту Олегу Орлову, который исполнил главную смыслообразующую песню, предоставил для съемок не только свои живописные работы, но и дом. Финальный текст на экране предельно жизнеутверждающ: «Все актеры и члены съемочной группы работали БЕСПЛАТНО. Не ради денег, а ради ЛЮБВИ К ИСКУССТВУ». Это можно понять, когда речь действительно об искусстве...

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter