«Буран» готовится к метелям

Проверяем слух об уничтожении космолета

На прошлой неделе интернет пестрел сообщениями, что в подмосковном Королеве в РКК «Энергия» разобрали находившийся там полномасштабный макет «Бурана» и выставили на улицу под проливной дождь. Можно сказать, выбросили. Журналисты решили разобраться, что случилось с артефактом, оставшимся от легендарного военно-космического проекта.


Сняли крылья и разобрали стену


До недавнего времени макет «Бурана» находился в контрольно-испытательном центре РКК «Энергия», где проводятся заводские комплексные испытания и окончательная сборка, как здесь принято говорить, «изделий пилотируемой тематики». Когда проект «Буран» еще был актуален, макет служил стендом для орбитального корабля – на нем испытывалась электрическая и другие системы. Но последние 20 лет он стоял просто так. Как рассказали сотрудники центра, когда-то здесь стоял «Салют», потом «Мир», теперь – полный аналог базового блока МКС. Дело в том, что космические аппараты не делаются в единственном экземпляре – изделий всегда несколько. Одно находится в Королеве, второе летает, третье стоит в Институте медико-биологических проблем. С каждым работают специалисты в своей области. Но если, не дай бог, в космосе случится техническая неполадка, разбираться начнут с РКК.


Информацию же об издевательствах над «Бураном» тут категорически опровергли.


– Ничего страшного не произошло, – заявил зам. директора завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия» Владимир Пащенко, стоя на том самом месте, где еще недавно красовался космический челнок. – Просто у нас очень много заказов, и, чтобы расширить объемы работ, было решено вывезти отсюда «Буран». А это, между прочим, дело нелегкое. Его и завозили-то сюда по частям. И для обратного процесса пришлось снять киль и крылья, а еще – разобрать стену. Макет корабля просто убрали на место хранения, по возможности закрыли от осадков.


Зимой не до «Бурана»


По словам Пащенко, слухи о выбросе «Бурана» на свалку пошли потому, что в момент эвакуации он являл собой зрелище очень печальное. В чем мы убедились лично: «Буран» обнаружился на территории РКК «Энергия» в нескольких десятках метров от разобранной стены контрольно-испытательного центра. Пролом сейчас завешен брезентом, и его, красочно матерясь, заделывают рабочие под укоризненным взглядом обескрыленного «Буранова» фюзеляжа (на фото вверху). Крылья и киль, частично оцинкованные, лежат прямо за ним на газоне. Рядом доцветает осенняя клумба. Владимир Пащенко клянется, что все это ненадолго и ветерану до холодов обеспечат сохранность.


– Мы примерно определили место, где его можно будет установить как памятник, – говорит Пащенко. – Решение, правда, пока не окончательное, все-таки у «Бурана» только размах крыльев – 25 метров. Да и зимой никто этим заниматься не будет. Для начала мы его полноценно герметизируем. Перед установкой его еще нужно будет отмыть, покрасить специальными красками – думаю, процесс займет не менее двух лет. Но потом он точно будет на постаменте.


Страшилка


Наглядно будущее «Бурана» нам продемонстрировал пожилой сотрудник РКК, непосредственный участник проекта, трудившийся над ним с 1976 по 1986 год. Представляться он наотрез отказался: не уполномочен, да и от былой сверхсекретности отвыкнуть трудно. Он привел нас на мемориальную площадь, над которой возвышается ракета «Восток» – детище Королева, та самая, что доставила в космос Гагарина.


– Точнее, макет в натуральную величину, – пояснил наш собеседник. – Сделан из настоящих запчастей, но начинки в нем нет. «Буран» ждет примерно то же самое.


– А чисто по-человечески, не жалко ли корабль? – поинтересовались мы.


– Конечно, безумно жаль, – растрогался он. – Ведь это же не просто проект, это целая история. Вообще, многоразовые системы – давняя тематика, и особое внимание на нее обратили в СССР, когда США в 1972 году начали форсировать проект «Шаттл». У нас все началось с 1974-го и поначалу шло довольно тихо. Но потом возникла идея, что шаттл может совершить внезапный удар из околоземного космического пространства. Конечно, это была страшилка – в этом мы быстро убедились, когда стали исследовать такую возможность. Такой маневр нереально произвести из-за плотности атмосферы. Но страшилка сработала, и политбюро приняло решение развивать эту тему.


Два витка


Первый и единственный космический полет «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Главную сенсацию, впрочем, произвел не этот факт, а то, что корабль совершил два витка вокруг Земли и сел на Байконуре полностью в автоматическом режиме. Американские шаттлы на это были неспособны. Однако ученые пришли к выводу, что в космической гонке за американцами угнаться будет трудно. Мало утыкать околоземное пространство космическими станциями и запустить туда же стаю челноков – все это еще надо обслуживать.


– Мы поняли, что промышленность к этому не готова, – признался наш собеседник. – Хотя наличие «Бурана» сделало свое дело – мы показали, что нас не запугать, что мы можем сделать не хуже.


В 1992 году Росавиакосмос окончательно похоронил проект. Экземпляры «Буранов» постигла печальная участь – разобраны или уничтожены. С макетами дела обстоят получше – украшают музеи и парки. Хотя состояние их зачастую плачевно. Остается надеяться, что королевский макет «Бурана» станет исключением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter