СК раскрыл подробности убийства белорусского бизнесмена

Бумеранг

СК раскрыл подробности убийства белорусского бизнесмена
На крыльце — кровь, на земле. Дверь нараспашку. Николай Смокин судорожно шарил по карманам в поисках сотового, осторожно ступая рядом с окровавленной дорожкой. В то утро исполнительный директор ООО «Глобал Авто Сити» приехал на работу раньше обычного, чтобы как следует подготовиться к встрече с клиентом и подписать нужные бумаги у главного.



— Здесь всюду кровь, — еле слышно говорил Смокин в трубку, набрав 102. — Кого–то волокли по земле.
Этим кем–то оказался тот самый главный — его шеф, 57–летний руководитель предприятия Владимир Кузнецов. Николай нашел его мертвым у здания, на заднем дворе. Полголовы бизнесмена было разнесено выстрелом из ружья.
Таким жутким оказалось утро 16 октября 2010 года в поселке Привольный Минского района. Тогда прокуратура возбудила уголовное дело по факту убийства из корыстных побуждений, к поискам преступника подключились сыщики Минской области и центрального аппарата МВД. «СБ» о подробностях трагедии рассказали первый заместитель начальника главного управления Следственного комитета Василий Галь и следователь по особо важным делам Владимир Новикевич, которые позже курировали это дело.

«Глобал Авто Сити» занималось продажей подержанных машин и ничем особо не отличалось от десятков аналогичных контор. Автомобили находились на стоянке у здания. Экономя на стороже, их по очереди охраняли сами работники фирмы. В ту злополучную ночь дежурил Кузнецов.

...Стены и пол в кабинете гендиректора тоже были в крови, все перевернуто вверх дном. Пропали имущество ООО и личные вещи погибшего: два ноутбука, портфель, сотовые, документы. А также сейф. Весил он немало, и, как полагали оперативники, либо человек, вынесший его, обладал недюжинной силой, либо кто–то ему помогал. Еще вариант — убийца мог воспользоваться неким «чудом техники»... И воспользовался — офисным стулом на колесиках, на который и погрузил металлический ящик. Груз, к слову, сотрудники нашли утром возле ограждения. Вскрыть сейф преступнику не удалось.

Однако почему его бросили, что заставило изменить планы в самом конце? Было предположение, что злодея спугнули. А позже и местный парень рассказал, будто видел ночью у здания машину и человека на пассажирском кресле. Это откровение лишь прибавило вопросов, которых и без того было немало. Пожалуй, единственное, в чем не сомневались специалисты, — к налету готовились. На это указывала, к примеру, дыра в оградительной сетке, проделанная ножницами по металлу; рассыпанный повсюду красный порошок — молотый перец, с помощью которого преступник хотел скрыть свой запах.

На месте происшествия осматривался практически каждый сантиметр, в помещении и на сейфе были найдены биологические следы и следы рук. Но нужно учитывать, что они могли принадлежать работникам, клиентам, а значит, любой из них попадал в список возможных подозреваемых. Мотив? Какой угодно: конфликты, давние счеты, обыкновенная жадность, да и мало ли на свете ненормальных. И если Кузнецова действительно убил кто–то из подчиненных, то вычислить его будет сложнее, так как свои «пальчики» он объяснит легко.

За день до слуЧившегося Фирма провернула выгодную сделку: была продана машина за 40 тысяч долларов. Деньги пока хранились в сейфе в кабинете гендиректора, и работники знали об этом... Следователи изучали всех, с кем Кузнецов работал и общался вне офисных стен. Выясняли, кто был заинтересован в его смерти и почему. Известно также, что сам Владимир отбывал наказание за взяточничество и у него имелись кое–какие дела с ранее судимыми. Отрабатывалась даже версия семейных разборок, поскольку убитый был не единожды женат и оставались нерешенными вопросы с разделом имущества.

Несмотря на колоссальный объем проделанной работы, на след преступника долго выйти не удавалось. Тем не менее следствие продолжалось, а спустя какое–то время всплыл украденный телефон. Супруги из Привольного рассказали, что нашли его вместе с другими вещами в придорожной канаве. Сотовый отдали детям, и он пошел по рукам, а ноутбуки и второй телефон продали. Остальные трофеи, среди которых был портфель с документами, забросили в сарай.
Кстати, некоторые следы на этих вещах совпадали с найденными в ООО. Единственный отпечаток, который раньше нигде не всплывал, обнаружили на личном документе жертвы. Кому он принадлежал, пока оставалось загадкой. Вместе с тем удалось идентифицировать даже «пальчики» бывших работников «Глобал Авто Сити». К примеру, менеджера Василия Прошкина. Уходил он, поговаривают, со скандалом... Однако у парня имелось алиби: друзья подтвердили, что в ту ночь он отдыхал с ними в клубе. А наличие своих отпечатков в офисе объяснил тем, что работал там незадолго до печальных событий. Больше вопросов к нему не было.

После создания Следственного комитета дело бизнесмена как нераскрытое поступило в СК. Следователь по особо важным делам Владимир Новикевич, изучив материалы, составил свой план расследования и для начала решил еще раз проверить Прошкина. А насторожило сотрудника вот что: «пальцы» Василия нашли только на сейфе и стуле, хотя уволился молодой человек за несколько месяцев до трагедии, а в офис дважды в неделю приходила уборщица.
Новикевич, побеседовав с парнем, который ничего нового не сказал, встретился и с его друзьями, попросил детально описать события той ночи. И оказалось, что ушел Василий с дискотеки раньше остальных, примерно в два, а смерть Кузнецова констатировали около трех. От клуба до «Глобал Авто Сити» — рукой подать.

Прошкин знал, что этот разговор еще не окончен. Продолжился он почти через три года. И теперь, будучи изобличенным собранными по крупицам доказательствами, Василий понял, что отступать больше некуда, и все рассказал.

Владимир возглавлял фирму, которая, по сути, принадлежала его сыну, и вот–вот собирался открыть свое дело. Вопрос был в материальной стороне, а удачная сделка как раз принесла недостающую сумму. Теперь Кузнецов набирал новую команду, надеясь заманить в коллектив проверенных и опытных людей. К примеру, таких, как его бывший подчиненный Александр Шкуров, которому вечером 15 октября он и расхваливал свою затею.

— А деньги? — спрашивал Шкуров, обещая подумать над предложением.

— Деньги есть, сейчас они в конторе. В общем, если надумаешь, звони. Мне в офис нужно, дежурю сегодня.
На том и разошлись. Чуть позже Александр позвонил своему приятелю Василию Прошкину, а при встрече (уже далеко за полночь) предложил прокатиться за компанию в Привольный. Шкуров пошел в офис ООО, как он говорил, «уладить одно дельце», Прошкин остался в машине. Теперь он рассказывал следователю:
— Я услышал хлопок, потом еще один и пошел посмотреть, что случилось. Всюду была кровь. Саша стоял с ружьем в руках.

Шокированный страшной картиной и всей кровавой историей, свидетелем которой Василий тогда вдруг оказался, он не успел даже слова сказать, как дуло уставилось прямо в лоб:
— Либо будешь помогать, либо пристрелю.

Вдвоем они погрузили сейф на офисный стул и выкатили на улицу. А когда убийца зачем–то вернулся в здание, его помощник, улучив момент, сбежал. Спустя минуты бежать пришлось и самому душегубу, поскольку к конторе кто–то быстро приближался.

Позже выяснилось, что именно Шкурову принадлежал тот самый единственный отпечаток, найденный на похищенном документе. И то остался он лишь потому, что злодей, покинув место преступления, уже без перчаток осматривал содержимое украденного портфеля. Он был уверен, что в правоохранительные органы эти вещи точно не попадут. Что до охотничьей гладкостволки, то ее бандит позаимствовал у знакомого и куда она подевалась после, неизвестно.
Благодаря кропотливой работе сотрудников все обстоятельства трагедии были установлены. На допросе Прошкин говорил, что раньше молчал из–за боязни стать очередной жертвой преступника. Теперь бояться было нечего. Волею судьбы Шкуров не понес уголовной ответственности, однако его постигла самая суровая кара: будучи заядлым байкером, он погиб в автокатастрофе во время расследования совершенного им преступления.

Коллаж Виктории Судаковой.
Советская Белоруссия №67 (24450). Четверг, 10 апреля 2014 года.



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter