Блогеры - это новый формат артистов или звезды-однодневки?

Бумажный змей в облаках

Завтра в футбольном манеже состоится первый Международный YouTube–фестиваль в Минске, где главными действующими лицами на сцене, кумирами подростков будут блогеры. Отмахнуться от этого факта нельзя. Авторы наивных роликов в интернете сегодня сверхпопулярны, они собирают стадионы. С той поры, как 5 июня 21–летний блогер Влад Бумага показал в одном из минских торговых центров, на что способны обожающие его тысячи девчонок — а они были готовы смести все на своем пути, — взрослые люди взглянули в сторону блогосферы с некоторым интересом.


Мнения, как обычно, разделились: одни считают новоявленных звезд интернета однодневками, пустышками, непонятной модой, которая скоро пройдет. Другие не спешат сбрасывать блогеров со счетов, называя их новым форматом артистов, и предрекают блогерам баснословные заработки. Этих двух полюсов суждений придерживаются и наши сегодняшние спорщики. Предлагаем нашим читателям подключиться к дискуссии, оставить отзыв на нашем сайте www.sb.by — чье мнение вам ближе.

Наивно. Супер


Виктория ПОПОВА

Не пойму, Дмитрий, против чего ты так яростно выступаешь. Ролики веселого всем известного блогера Влада Бумаги собирают до 10 миллионов просмотров, на его YouTubе–канале более миллиона подписчиков. Это колоссальная, на мой взгляд, аудитория. И парень из Серебрянки ее завоевал сам. Сел напротив камеры, поздоровался со зрителями — и зацепил мальчишек и девчонок тем, как он говорит, дышит, мыслит, улыбается. Чудо же. Такие теперь у подростков кумиры, вместо микрофона — камера, в отместку помпезной телепередаче «Песня года» — пародии на поп–хиты. Подростки мечтают об искренности, они хотят разговора по душам, мгновенную обратную связь — и ее получают.

Если ты думаешь, что «золотые» блогеры (те, у кого более миллиона подписчиков) заработали свою популярность на халяву, простой болтовней, палец о палец не ударив, ты глубоко ошибаешься. Из интервью того же Влада Бумаги ясно, что мальчишка анализировал просмотры и не с первого своего выхода в YouTube понял, чего действительно хочет аудитория: он и карточные фокусы показывал, и в стрелялки играл — реакции не было. А вот с испытаниями — провести ночь в батутном центре, окопаться в снегах или заклеить машину отца стикерами — у него покатило. Мне в блогосфере безумно нравится сверхзадача тонко чуять тренды и стараться попасть в ожидания публики — это должно быть азартом и мечтой любого журналиста, чтобы его статью прочитали десятки миллионов людей. Но пока у нас в байнете банк срывают блогеры. Я с некоторой улыбкой наблюдаю в соцсетях за тем, как презрительное хихиканье журналистов над самим термином «блогер» сменилось после 5 июня немым уважительным вопросом: как они это делают? Как сплачивают вокруг себя тысячную армию поклонников?

Ты наверняка несколько раз пересмотрел ролик Бумаги про ночевку в батутном центре и не понял, что тут такого? Это ведь так наивно. А я объясню. Отец Влада Бумаги, по словам блогера, тоже не «шарит» в интернете, советует сыну вставать на коньки, давать больше «мужицкой» темы. Но я глубоко убеждена, что советы здесь только во вред. Каждый блогер интересен публике исключительно своей индивидуальностью, внутренним миром, харизмой и естеством, как только любой из них станет слушать бывалых и опытных, обрастет «флажками» в выборе тем и образов, моментально вылетит из кумиров. Блогосфера — тот же шоу–бизнес. Я наблюдала много раз, когда из самобытных артистов хищные продюсеры пытались слепить див и терпели поражение. Так это не работает. Зрительская любовь — тонкая материя, и тут действовать можно только по наитию, на ощупь, как до недавних пор делала моя любимая группа NAVIBAND. Перед финалом конкурса «Евровидение» они выложили на своем канале в YouTube пародию на песню самого главного на тот момент соперника–итальянца. Это было смешно, здорово сделано и исполнено. Зрительский отклик не заставил себя долго ждать — миллионы просмотров и «лайков». Не каждый телевизионный сюжет может похвастать подобной аудиторией. Смекнул? Долой корпорации и сложные коммуникации, новое поколение выбирает YouTube.

Можно сколько угодно презрительно кривиться, произнося слово «блогер», но я уверена, что за ними будущее и каждый из нас сегодня может и должен учиться у кумиров малолеток всему лучшему. Нам неизбежно придется привыкнуть к новоязу, освоить его и даже в нем раствориться — слово «стримы» уже сейчас для журналистов не пустой звук, и на обучающих курсах, как я знаю, это журналистов учат быть блогерами, а не наоборот. Подсказывают, как именно вести в соцсетях (причем желательно сразу во всех, от Фейсбука до вайбера) прямые репортажи, украшать их короткими титрами. Чем больше онлайн–информации, тем лучше. Оставим для пламенной публицистики наши газеты — мнения экспертов, как ты знаешь по опыту, интересуют ничтожный процент населения. А публике in mass нужны ньюсмейкеры–фрики, и чем более корявы, неловки, неуместны и непричесанны их выражения, тем лучше, больше «хайпа», больше «ада» в комментариях.

Меня не страшит, если все станут блогерами и стримерами, то в полях некому работать будет. Во–первых, все не станут. Как я уже говорила, блог — товар штучный, не каждому по плечу заинтересовать собой публику, еще труднее — удержать ее внимание. После серии неудачных интервью Влада Бумаги приставленная к его раскрутке компания, точнее, ее представитель, сообщил мне по телефону, что их подопечный — фигура немедийная, поэтому не сможет пообщаться со мной с глазу на глаз. Я считаю, немедийный блогер — это оксюморон. Бумага сколько угодно может «рубиться» на передовой и быть успешным, но «комиссары» у нас по–прежнему решают. Второй момент, благодаря YouTube можно и нужно зарабатывать. Вот почему завтра я пойду в футбольный манеж на первый в Беларуси Международный фестиваль блогеров обучаться новым словам «биткоин», «блокчейн», «криптовалюта». И тебя приглашаю. Давай развиваться, расти и становиться успешными.

viki@sb.by

Блогу — блогово. Но не более


Дмитрий КРЯТ

Перечитываю, Виктория, уже в который раз изложение твоей позиции и ловлю себя на мысли, что что–то в ней не так. То ли ты ни с того начинаешь, то ли не к тому ведешь. Начнем с того, что не надо меня вот так с ходу записывать в дремучие ретрограды. Не стану я рьяно выступать ни против бумаги, ни против картона, открою тебе тайну: я и к фанере на эстраде отношусь вполне лояльно. Если есть публика, готовая за нее платить, — на здоровье. Циничное «пипл хавает» не перестанет работать никогда.

С блогерами аналогичный случай. Дурашливости тоже должно быть место в публичном информационном пространстве. В конце концов, шуты и паяцы были всегда. И какая разница, где они себя показывают: в балаганах или в этих самых ваших интернетах.

Заметь, Виктория, я не говорю, что Влад Бумага — это плохо. Вполне себе симпатичный молодой человек, достаточно остроумный, чтобы искрометно шутить, и умный, чтобы свое, с позволения сказать, творчество грамотно подать. Хотя теперь уже впору говорить «продать». Мы–то знаем, что активно посещаемые блоги приносят не такой уж и плохой доход. И вот на этой мысли ты, Вика, меня удивляешь, наивно любуясь роликом о ночи в закрытом батутном парке. Неужели ты серьезно считаешь, что это кино было снято без ведома администрации заведения? Брось... Хорошая получилась реклама, замысел которой нашел продолжение в ночах в аквапарке и в офисе ВКонтакте.

Оно внешне, конечно, смотрится трешево. И позволь уверить тебя, моя очаровательная оппонентка, я способен понять остроту момента. Кстати, по иронии случая, именно в этом батутном парке я бывал еще до знакомства с творчеством Бумаги. Получил массу позитивных эмоций и вагон удовольствия. Часа прыжков любителю там хватит за глаза. Даже профессиональные сноубордисты и фристайлисты тратят там на тренировку не более пары–тройки часов. Чем можно заниматься на батутах ночь напролет — хоть убей в толк не возьму. Это уже не удовольствие, а насилие над собой какое–то.

Однако короткий и динамично смонтированный ролик ярок и энергичен. И я обеими руками за рекламу таких заведений. Чай, не пивная. Но вот что меня особенно настораживает. Многочисленная юная аудитория вряд ли станет размышлять над коммерческой подоплекой снятого. Многим захочется тупо вторить. И вот я уже предвижу девятый вал административных протоколов, который обрушится на родителей молодых исследователей ночной жизни катков, бассейнов, театров, библиотек... Хуже, если торговых центров. Там соблазнов куда больше и последствия могут случиться гораздо печальнее отцовского ремня.

Да, блогерство — модное течение. Но далеко не у всех, кто пытается на этом поприще прославиться, хватает ума на грамотный подход. Они собирают лайки как умеют. Кто–то — прокатившись зацепом на электричке, кто–то — забравшись на опору высоковольтной ЛЭП. Минский дрифтер выписывал кренделя у обелиска Победы на камеру, бьюсь об заклад, тоже не для семейного архива. А «видосов» с трагическим исходом трюков неудавшихся героев в сети будет побольше, чем стримов реальных «золотых» блогеров.

Это я к тому, Виктория, что рано ты закрепляешь будущее за блогосферой и за теми ребятами, которые в ней стремятся вариться. Вот смотри: счет видеороликов и аудитории в Ютубе идет на миллиарды. А сколько имен будет представлено на фестивале? Десятка два? А все потому, что не могут все сразу стать богатыми и знаменитыми. Здесь действует тот же естественный отбор, который когда–то работал на «Песне года». Публике нужны лучшие, и она безжалостно станет отсеивать тех, кто на ступень–другую ниже. Не исключаю и даже с высокой вероятностью полагаю, что и нынешним топам придется потесниться на Олимпе, кода подтянутся еще более креативные, а у «стариков» иссякнет запал. Как они переживут эту ломку переходного возраста, взлетев фактически в отрочестве выше облаков? Тоже, согласись, Вика, вопрос не последний.

Ну и уж совсем опрометчиво отождествлять скоморошество с журналистикой. Стримы и новояз, быть может, хороши для освещения локального мероприятия. Например, тематической тусовки в ночном клубе. Но я с трудом себе представляю трансляцию, скажем, открытия Олимпиады, снятую с одной точки на трясущийся мобильник с закадровым комментарием типа: «вау!!!», «крутяк!!!» А масштаб и размах военного парада? Я уже не говорю о серьезных политических мероприятиях. Здесь интернет давно присутствует как вспомогательный инструмент. Но полностью вытеснить работу журналиста, искусство оператора он не в состоянии. Да, есть и серьезные блоги. Господин Шарий — классический пример. Это уже да, скорее, журналистика. Но он может себе позволить содержать сеть репортеров в разных странах и оплачивать услуги «источников». Откуда деньги — вопрос другой. Здесь очевидно главное: без солидного ресурса как материального, так и интеллектуального серьезная журналистика немыслима. Хоть газетная, хоть телевизионная, хоть сетевая. Фестивальные ребята, выросшие из пестрых, клиповых штанов виджеев MTV — другой жанр. Делают жизнь веселее — уже хорошо. Но и пупов земли из них делать не надо. А нам, Виктория, уверен, еще хватит работы и на своем газетном веку. Убежден, что в глубине души ты со мной согласна.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter