Эксперт: каким должно быть политическое поле страны?

Бумажные партии для статистики нам не нужны

Перспективам развития партий и общественных объединений в нашей стране было посвящено недавнее совещание у ­Президента. Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что многие тезисы этого заинтересованного разговора, прошедшего в стиле критического анализа партийной жизни, лягут в основу важнейших политических решений.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Основным условием регистрации и деятельности общественных объединений, политических партий должны стать их конструктивные партнерские отношения с властью… Давайте договоримся, что все мы — внутри государства, и партии тоже. А вот выстраивать отношения эти партии и общественные организации внутри государства должны с властью, между собой и прочее. В данном вопросе важен четкий подход: гражданскому обществу необходимо соотносить свои действия с государственной политикой.

На совещании по законопроектам о гражданском обществе, деятельности политических партий и других общественных объединений, 30 августа 2022 года.

Театр абсурда

Современная белорусская партийная система зародилась в 1990 году. Тогда была отменена 6‑я статья Конституции, которая провозглашала, что Компартия является руководящей и направляющей силой общества. Ранее правящая политическая сила, вооруженная идеологией марксизма-ленинизма, контролировала и весь общественный сектор. Такой контроль осуществлялся через «приводные ремни» (сталинский термин, введенный в апреле 1923‑го), то есть сеть различных организаций, выстроенных под руководством коммунистов.

В 1990‑е эта привычная нескольким поколениям советских граждан схема ушла в прошлое. В начавшемся хаосе безвластия партии стали расти как грибы после дождя. Уже не казалось шуткой появление какой-нибудь «Партии любителей пива». Тогда на самом деле обсуждался такой проект. А за этим скрывалось растущее общественное недовольство. 
Люди видели, что вновь созданные многочисленные партии и «общественные инициативы» в своей деятельности ой как далеки от книжных теорий демократии. Вместо решения актуальных проблем они отражали лишь амбиции собственных лидеров. Их «идеологическая борьба» больше напоминала театр абсурда.
В этом плане весьма показательны парламентские выборы 1995 года. Тогда в первом туре удалось избрать лишь 119 депутатов из общего состава в 260 мандатов. На повторных выборах, в два тура, кое-как дотянули до необходимой квоты, но 62 депутатских мандата так и остались невостребованными. Зато какой разгул демократии! В парламент прошли представители аж 16 партий. Большинства не было ни у кого. Страна стояла у порога анархии и торжества нуворишей, которые готовы были скупать «партийный актив».

В защиту национальных интересов

Эта возня резко контрастировала с деятельностью только что избранного ­Президентом Александра ­Лукашенко. На выборы он шел под лозунгом: ни с левыми, ни с правыми, а с народом. Внепартийность национального лидера предопределила и дальнейшее развитие белорусской политической системы. Стало очевидно, что наведение порядка в жизни партий и общественных организаций становится задачей по обеспечению национальной безопасности. В таких условиях в 1999‑м Глава государства подписал Декрет № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений».

Была проведена системная работа в этом направлении. Постепенно партий осталось 15. Их влияние было минимальным, как и авторитет. Среди депутатского корпуса всех уровней число партийных не превышало 1,5 процента.

Тем не менее тема активизации партийного строительства время от времени возникала. Почему? Это было связано как с вопросом организации гражданского большинства, то есть сторонников ­Президента, так и конструктивной части меньшинства. Так было в 2008‑м, накануне парламентских выборов, когда впервые был поднят вопрос о превращении «Белой Руси» в политическую партию. Схожая ситуация наблюдалась и в 2015 — 2020 годах. Скажем прямо: каждый раз подобная активизация совпадала с временным улучшением отношений с Западом. И именно это останавливало власть от дальнейших шагов. Уж слишком очевидной была заинтересованность зарубежных партнеров в политических процессах внутри страны.

2020‑й многое расставил по своим местам. Дискуссия о дальнейших путях развития гражданского общества и политических партий ведется уже более двух лет. И это тоже отличительная черта нашей обновленной политической системы. Ничего не делается впопыхах, в угоду конъюнктуре. 
Мы строим собственную модель народовластия, так что не совсем уместно копировать инородные схемы, а уж тем более стремиться понравиться Западу. Да и не получится. Тамошним правящим кругам не демократия нужна в Беларуси, а полный контроль над нашей страной. А потому одна из важнейших задач — защита отечественного общественно-политического поля от любого иностранного вмешательства.
И еще одна загвоздка. Мы проводим обновление собственной политической системы в условиях, когда классические партии и общественные объединения по всему миру переживают кризис. Все смешалось. Старые партии, порой с историей в пару-тройку веков, превращаются в музейные экспонаты. Им на смену приходят общественно-политические движения с рыхлой структурой и весьма неустойчивой идеологией.

Большая пятерка

Так по какому же пути пойдет Беларусь? Многие ответы были даны на состоявшемся совещании. Ключевой принцип сформулировал Глава государства:
— Процесс будет развиваться, мы также будем совершенствовать партийное строительство и свое гражданское общество. То есть строго приземлиться и не отрываться от земли. Это для нас сегодня самое главное, чтобы не уйти в сторону и не натворить ошибок.
Вместе с тем эта работа — выполнение обещаний, данных народу. А здесь закон непреложный: сказано — сделано. В гражданском обществе мы остаемся верны тем правилам, по которым наша система развивалась в предыдущие годы и доказала свою эффективность. В сентябре исполняется ровно 20 лет с того момента, когда ­Президент назвал общественные опоры сильного белорусского государства: профсоюзы, молодежная организация и местные Советы. Чуть позже к этому перечню он добавил женские и ветеранские объединения. Практика показала, что сюда же пора отнести и «Белую Русь». Вот вам и большая пятерка отечественного гражданского общества. Каждая из перечисленных организаций насчитывает в своих рядах свыше 100 тысяч человек. Они могут координировать деятельность других, смежных объединений, масштабов поменьше. Есть и положительные примеры. Те же профсоюзы очень сильно помогают ветеранам. Сейчас отлаживается механизм преемственности и взаимодействия «Белой Руси» и БРСМ.
Для партий главное условие — не раскалывать общество. О любом иностранном вмешательства даже речи быть не может. Тут уже разговор будет вестись в другой отрасли права — уголовной. 
А вот патриотичные жизнеспособные партии получат возможность и для активизации агитационно-пропагандистской деятельности, и для финансирования. Пока таких мы видим две: КПБ и ЛДП. К слову, лидеры этих политических организаций на предварительных обсуждениях новых законопроектов не просто поддержали, а сами предлагали некоторые существенные изменения, скажем, увеличение минимальной численности членов партий или же возраста учредителей. Значит, уверены в своих силах. А вот как быть с другими? Здесь все определит закон, сами граждане. В любом случае бумажные партии для статистики нам не нужны.

Доверительная коммуникация

По-прежнему актуален вопрос, станет ли партией «Белая Русь». Скорее всего, это неизбежно. Но при этом важно не допустить некоторых ошибок. Создав партию, нужно сохранить и общественное объединение, ведь оно уже прочно заняло свою нишу в гражданском обществе. Также необходимо не допустить тенденций к формированию однопартийной или же полуторапартийной системы. Ведь патриотический консенсус, который сформировался в обществе, гораздо шире, чем идеология одной партии. Это ярко показал Купаловский форум патриотических сил, который прошел 9 августа. Принятая итоговая декларация может служить основой для «генеральной линии», о которой шла речь на совещании.

Все более явственно обозначается роль Всебелорусского народного собрания. Высший представительный орган народовластия станет и тем верховным регулятором, который будет обеспечивать нормальную и законную деятельность гражданского общества и политических партий. Собственно, это то, за что мы все голосовали на референдуме. ВНС становится важнейшим элементом отечественной политической системы, доверительной коммуникации власти и граждан.
Состоявшееся совещание продемонстрировало, что процесс совершенствования белорусской модели гражданского общества и партийной системы выходит на финишную прямую. Это результат многочисленных общественных обсуждений, диалоговых площадок, дискуссий. 
Конечно, может показаться, что сейчас много других проблем, более актуальных. Все так, но мудрость государственного деятеля как раз и заключается в том, чтобы принимать ответственные решения, которые дадут не сиюминутный результат, а обеспечат стабильное развитие для нескольких поколений. Именно с таких позиций определяет перспективы партийного и общественного строительства наш ­Президент.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter