Бумажная мельница

1524 г.
1524 г. Молодой швейцарец по имени Сан Вернарт собирается в дорогу. Едет он в Великое княжество Литовское по приглашению самого Сигизмунда I. В это самое время в Вильно городничий Ульрих Гозий получает указание построить мельницу, точнее, млын-паперню. Как эти два события связаны между собой? Сан Вернарт - мастер бумажных дел. Вновь возведенная мельница - средневековый завод по производству бумаги. Главной обязанностью мастера Вернарта станет изготовление бумаги для княжеского двора.

Какие ассоциации вызывает у вас слово "мельница"? Мука, ветряк, жернова,

Дон Кихот... Жители средневековой Беларуси обогатили бы наш список еще десятком слов. Они бы обязательно назвали тартак - мельницу, на которой пилили дерево, рудню - для переработки рудоносящих пород - и паперню - где изготовляли бумагу.

Считается, что бумагу изобрели в Китае. И случилось это в далеком 105 году. Некий Цай Лунь нашел способ делать этот полезный материал из волокнистой части коры тутового дерева. Китайские торговцы завезли бумагу на рынки Самарканда. Так секрет ее изготовления переняли арабы, которые, в свою очередь, привезли бумагу в Испанию. А оттуда искусство ее изготовления разошлось по всему миру. Прогресс, как известно, норовит идти вперед. Бумаги требовалось все больше. Одни представители человечества приобрели привычку писать книги. Другие - читать. Кроме того, всевозможных канцелярий развелось - не сосчитать, и каждая стремилась увеличить объемы делопроизводства. А уж когда изобрели книгопечатание и кинулись открывать типографии, то бумажные мельницы стали работать без перерывов и выходных.

Вообще, история развития производства белой бумаги - дело темное. Начнем с того, что количество "паперань" в Беларуси подсчитать очень сложно. Сведений о них сохранилось множество, а вот в "Статистических отчетах" они не значатся вовсе. Почему? Все очень просто.

В 1815 г. гродненский губернатор получил из Петербурга указание собрать сведения о промышленных предприятиях в губернии. Земским начальникам была разослана специальная анкета с распоряжением "заполнить" ее, опросив помещиков и фабрикантов. Полагая, что сведения собираются для обложения очередным налогом, ни один помещик, владевший бумажной мельницей, не сообщил о ней. Только из Белостока были получены данные о бумажной мельнице в Супрасле, и то потому, что она принадлежала государству и была сдана в аренду мастеру Рольфу, который не мог этого скрыть. Заполненные анкеты отослали в Петербург как официальные статистические данные. Так центральные учреждения Российской империи, а заодно и историки грядущего века были введены в заблуждение. На самом деле количество мельниц исчислялось не одним десятком. К примеру, в той же Гродненской губернии бумагу изготовляли в Дятлово, Озерах, Гавеновичах, Селивонках и Шидловичах.

С 1590 г. известна бумажная мельница в Сморгони. Ее построил каштелян брест-литовский Деспот-Зенович.

С середины XVI века на реке Свислочь в имении Заславль, принадлежавшем магнатам Глебовичам, действовала Заславская мельница. Около 1678 г. дочь Ю.Глебовича Кристина вышла замуж за виленского воеводу К.Сапегу и получила имение (и мельницу в том числе) в приданое.

Канцлер Л.Сапега построил "паперню" в своей резиденции в Рожане (Ружанах) примерно в 1607 году.

В общем, перечислять можно бесконечно. Но лучше приоткроем деревянные ворота мельницы и заглянем внутрь. Видите эти молотки, ступы, ножи и чаны? Сейчас попытаемся разобраться, для чего они были нужны.

Бумагу делали из тряпья, в основном льняного или хлопкового. Чем изношеннее были тряпки, тем легче было их обработать. Сначала сырье (оно же тряпье) сортировали по принципу: белое отдельно. Из хорошего белого тряпья производили высококачественную, писчую бумагу, из цветного - сероватую бумагу более низкого качества. Рассортированные тряпки резали, рвали и бросали в котлы, где они долго варились с известью для удаления красок, жира и грязи. После этого влажное тряпье складывали в каменные погреба или просто в кучи и подвергали брожению до тех пор, пока оно не начинало расслаиваться на волокна. Волокнистую массу несли в отделение размола. А выносили из него уже бумажную массу, густую, как овсяный кисель. Зачерпывали теплый "кисель" специальной прямоугольной формой, потряхивали вправо и влево, вперед и назад (иначе лист получится разной плотности), давали стечь воде и - хлоп! - опрокидывали свежеприготовленную бумагу на сукно. Затем под пресс - пусть стечет вся вода. Потом в чан с клеем - иначе изделие мгновенно развалится. А дальше - сушиться. Бумагу развешивали на чердаке на веревках из конского волоса. Сохранилось немало старинных гравюр, запечатлевших этот процесс. На них подрагивающие от сквозняка белые листы напоминают простынки гномиков, устроивших большую стирку. На бумаге XV - XVI вв. исследователи часто обнаруживают следы веревки - более темные места на сгибах листа.

Готовую бумагу сортировали, складывали стопами, заворачивали в простую серую упаковочную бумагу и наклеивали фирменную этикетку мельницы.

Сколько же можно было изготовить бумаги таким трудоемким способом?

Внимание - цифры: в 1837 г. две виленские мельницы произвели 8.887 стоп бумаги. Одна стопа - это 500 листов, или 5 кг. Кстати, на 1 стопу писчей бумаги хорошего качества было необходимо около 12 кг тряпья.

Каждая "паперня" на изготовленном ею листе бумаги оставляла свой фирменный знак. Это делалось так. Ко дну черпальной формы прикреплялась сплетенная из проволоки филигрань (изображение). Бумажная масса, попадающая между проволочками, получалась более плотная, а та, что попадала на них, была соответственно тоньше. Просматривая лист на свет, можно было увидеть линии филиграни. Этот видимый на бумаге знак и называют водяным.

Самые первые водяные знаки изображали разные кресты, лилии, отдельные буквы. Стебли и листья разных растений обнаружены на бумаге, на которой в 1426 - 1428 гг. в канцелярии Витовта были написаны письма ордену крестоносцев. К концу XIV в. встречаются имена и фамилии мастеров бумажных дел и владельцев мельниц, гербы городов, местностей, отдельных лиц. В XVII в. многие мельницы стали употреблять два водяных знака на одном листе таким образом, чтобы при его сгибе пополам получалось по одному на каждой стороне. Например, в 1612 г. в Ольшанах на мельнице Павла Сапеги один знак изображал родовой герб Сапег - "Лис" с надписью "Pawel Sapia", другой - рыбу с той же надписью. В середине XVIII в. появляются водяные знаки чисто эстетического назначения: животные, растения, драконы, башни, люди, портреты, цветы, гирлянды, разные сценки. Один из самых красочных водяных знаков был на бумаге, которую называли "аламода". Он изображал галантную сцену: стоит дама, в вытянутой руке держит цветок или сердце, напротив - кавалер с поднятым бокалом. Между ними цветущий розовый куст. Внизу надпись: "All mode papier". Тема этого знака взята, видимо, из какой-то неизвестной нам легенды. Сама бумага была великолепного качества и пользовалась большим спросом. В Беларуси ее еще называли "бумага с паннами".

Водяной знак часто являлся признаком сорта. Бумага высшего сорта была с водяными знаками, изображающими большого или малого орла Радзивиллов, герба "Погоня" или карася. Купцы в своих счетах писали: "купил ковенской бумаги с большим орлом..."

Иногда филиграни изображали и совсем непонятные предметы. Вообще, палеографы любят обсуждать вопрос разнообразия тематики и зачастую необъяснимой странности филиграней. Например, один из водяных знаков изображал обнаженного мужчину в венке и с палицей в руке. Фигуру называли "первобытный человек" или "дикарь". Этим водяным знаком пользовались ряд мельниц по всей Европе.

Филигрань - фирменный знак мельницы - служил защитой от подделки. Но присвоение чужих водяных знаков было обычным явлением. И запреты мало помогали. Первые бумажные мельницы Великого княжества Литовского сначала, как и большинство новых, тоже заимствовали водяные знаки, известные потребителям по западноевропейской импортной бумаге.

Филиграни помогают исследователям установить приблизительную дату недатированного документа, часто разрешают споры о фальсификациях. И еще они приносят ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение. Тонкие линии водяного знака образуют достаточно четкую картинку, которая тем не менее воспринимается как окутанная дымкой - настолько волшебно ее внезапное появление на бумаге при просмотре на свет.

Беларусь XXI в., как и многие другие (но не все) страны, производит бумагу с водяными знаками только для печатания денег, чеков, бланков и паспортов. Сам процесс нанесения знака на бумагу претерпел со времен средневековья большие изменения. Рассказывает главный инженер ОАО "Бумажная фабрика "Красная Звезда" г. Чашники Витебской области Анатолий Мяченков: "Водяной знак наносят при помощи ровнителя - полого валика из проволочного каркаса - на формирующееся полотно бумаги. Выпуклые места ровнителя раздвигают волокна еще влажного полотна и создают в нем плотные и тонкие участки, которые при просмотре на просвет создают свет и тени".

На обычной бумаге водяных знаков сейчас не делают. Но у современной полиграфической промышленности и компьютерной графики есть чем порадовать наши эстетические вкусы. А качество нынешней бумаги могло только сниться средневековым мастерам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter