Бумажка остается в силе

Сохраняете ли вы чек после покупки? Или после ужина в кафе, посещения бассейна? Нет? Таких, как вы, — сотни тысяч...

Сохраняете ли вы чек после покупки? Или после ужина в кафе, посещения бассейна? Нет? Таких, как вы, — сотни тысяч. Мы верим, что вещь прослужит верой и правдой долгие годы. А на деле новейшая техника имеет свойство ломаться, модная обувь — расклеиваться, а после съеденного в кафе салата приходится бежать к врачу. Об этом, конечно, никто не задумывается, пока сам не сталкивается с «гарантийным случаем». И этот, казалось бы, простой клочок бумаги — ваш железный аргумент. В Министерстве по налогам и сборам накопилась целая коллекция похожих друг на друга историй с плохим для покупателя концом. По некоторым оценкам, из–за некачественных товаров и услуг каждый из нас теряет в год минимум миллион рублей.


Историй мне рассказали множество. На рынке в Ждановичах дама купила мобильный телефон за 1,5 миллиона рублей. Дома выяснилось: с дефектами корпуса. Чек она не брала, поэтому неисправный телефон пришлось чинить за свои... Молодой человек, поужинав салатом и шашлыком в кафе, заработал отравление. В поликлинике врач прописал дорогое лекарство. Деньги никто не вернул, ведь квиток–то в тот вечер остался лежать на столе. Официанты «клиента не запомнили»... Еще один бедолага заказал по интернету надувной бассейн. Курьер, привезший покупку, заверил — необходимые документы лежат внутри коробки, и поспешил удалиться с выручкой. Ни гарантии, ни чека внутри не оказалось. После выяснилось, что бассейн не соответствует заказанному. «Вы уверены, что товар — наш?» — отказывались признавать на том конце провода. Так его и не обменяли.


Впрочем, случается, от неприятностей не спасает и чек. Ведь большинство из нас толком не знают, как он должен выглядеть. Получили бумажку, и ладно. Но на правильно оформленном квитке хорошо читается информация о продавце, дате и времени покупки, название товара, сумма покупки, порядковый номер чека, признак фискального режима: буквы «ФРБ», напечатанные курсивом. Скажем, одна барышня не смогла добиться правды, потому что на чеке вместо мобильного телефона значился... чехол к нему.


Обслуживание автомобиля, бытовые услуги, установка дверей, окон, изготовление дверей, покупка телефонов, компьютеров, обуви, общепит — самые распространенные сферы, где сталкиваются интересы покупателя и продавца. И, по словам консультанта управления защиты прав потребителя и контроля за рекламой Министерства торговли Елены Шелкович, наиболее злостный рассадник нарушений — интернет. При сетевых покупках документы выписываются, как говорится, на коленке. Когда в квитанции об оплате в графе «продавец» стоит только название сайта, — полбеды. Могут нацарапать и абракадабру вроде «GSM — online». Кто это? Куда звонить жаловаться?


Да что там покупки, рядовая поездка на такси — уже для кого–то повод использовать вас втемную. Даже если речь об официальных «моторах». Недавно читатель «СБ» Виталий Н., задержавшись в гостях, вызвал машину через службу. Каково же было его удивление, когда водитель в итоге запросил сумму вдвое больше, чем обычно! Виталий поинтересовался показаниями счетчика, а таксист на голубом глазу заявил: «Я его и не включал!» Но просьба выписать квитанцию привела водителя в замешательство. Мол, ничего не надо, я дарю вам эту поездку! А часто ли вообще вам таксисты выдавали подобные квитанции?


По словам главного государственного налогового инспектора управления электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Сергея Колыкина, кассовый аппарат должен стоять практически в каждой торговой точке. За исключением маленьких магазинчиков или мастерских по ремонту обуви штатом до трех человек, а также торговых рядов на рынках и ярмарках, где по техническим причинам не поставить кассовую машину. В некоторых случаях продавец вправе и не выдавать чек. Например, если покупка обошлась менее чем в три базовые величины, или 300 тысяч рублей. Однако по первому требованию обязан вручить любой другой документ, подтверждающий покупку или полученную услугу: отрывной талон, товарный чек, квитанцию...


Налоговики постоянно устраивают проверки и контрольные закупки. Сегодня за непробитый чек продавцу грозит немаленький штраф — от 20 до 50 базовых величин. За неправильное пользование аппаратом — до 100 базовых. Однако предприниматели стараются всячески обойти официальную обязаловку. Для них касса — лишняя головная боль: купи машину, зарегистрируй в налоговой, обслуживай... Проще обходиться без нее, тем более и покупатель–то не настаивает. Год назад проворный бизнесмен завел сразу два аппарата, пробивая товар то на одном, то на втором. Часть выручки забирал себе.


Получается: из–за «какого–то там чека» государство теряет налоги, а потребитель — право призвать продавца к ответу. Лишь каждый десятый покупатель вообще решается биться за свои права, а половина тех, кто все–таки обращается в суд, говорит председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева, в отчаянии бросают начатое: «Обычно в суде остро стоят два вопроса: приобреталась ли вещь у данного продавца и по какой цене? Доказывать правоту, не имея на руках тому подтверждения, придется долго и упорно. Некоторые предприниматели очень болезненно реагируют на обоснованную просьбу обменять или вернуть деньги за товар и упираются до последнего. И даже если суд обяжет торговца выплатить сумму, это не значит, что клиент мигом получит потраченную наличность. В половине выигранных судебных дел ее не возвращают: у продавца — по нулям на счетах». В обществах потребителей, к слову, сейчас просто разрываются телефоны. Но нет возможности помочь всем обиженным. Вузы не готовят юристов со специализацией в области потребительского права. А по закону общественные организации не могут принимать на работу неаттестованных правоведов. Замкнутый круг...


Какой же выход? Министерство по налогам и сборам видит его в безналичном расчете. Рассчитываясь карточкой, можно быть уверенным, что деньги попадут на нужный счет, с них вычтется процент налога. Кстати, медленно, но верно даже работники частного извоза в Минске устанавливают в авто терминалы. А насчет действенности призыва «забирайте чеки» красноречиво говорят переполненные коробочки для «ненужных» бумажек, стоящие около касс...


Цифры «СБ»


Сегодня в стране зарегистрировано 211.419 кассовых аппаратов.


С января по сентябрь выявлено 6.195 нарушений приема наличных средств, выдачи кассового чека и использования кассового оборудования. Было выписано штрафов на 8,8 миллиарда рублей, 7,1 миллиарда нарушители уже заплатили.

 

Ваша неудачная покупка?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter