Бумагомаразм

В Любани безжалостно грызут бюрократизм
Ее величество Справка. Эта бумажка с печатью ловко взобралась на пьедестал, обернула взаимоотношения человека с различными государственными инстанциями в свою пользу и порой доводила их до абсурда. Второй год страна ведет беспощадную войну с некоронованной царицей. Непростое оказалось это дело! На днях и корреспонденты «СБ» внесли посильную лепту в борьбу с бюрократической волокитой в одном отдельно взятом регионе — в Любани.

Итог: жителям этого города больше не придется ежегодно подавать справки о составе семьи в организации, обеспечивающие их электричеством, газом, твердым топливом и связью. Сколько тонн бумаги будет сэкономлено в итоге, пусть считают экономисты. Но около 400 горожан, имеющих скидки по оплате коммунальных услуг, пожалуй, скажут нам спасибо.

Любань — городок маленький. Около 12 тысяч жителей. Большинство знает друг друга если не по имени-отчеству, то в лицо наверняка. Тут трудно остаться незаметным и незамеченным. Сосед о соседе знает практически все: когда родился, женился, развелся... ЗАГС, комхоз, гортоп, горгаз, энергосбыт, исполком — все рядом. Можно сказать, идеальные условия для работы «одного окна».

Директива № 2 о дебюрократизации опубликована в декабре 2006 года. А в июне нынешнего, когда, казалось бы, уже не осталось в стране инстанций, не усвоивших принципы «одного окна», житель Любани инвалид II группы Валентина Семененя получила уведомление, что 50–процентная скидка на оплату электроэнергии будет приостановлена, если она немедленно не представит документы о праве на льготу и справку о составе семьи. Пенсионерка отправила мужа в бухгалтерию местного комхоза, где его ждал еще один сюрприз: чтобы получить справку, нужно прежде заполнить бланк заявления с указанием паспортных данных и цели получения документа. Куда, кому и зачем?

«Только на то, чтобы доказать нашему энергосбыту, что я есть я, — Семененя Евгений Антонович, инвалид II группы, много лет проживающий по улице Боровика, 22, понадобилось три бумажки! Уведомление, справка и заявление, — возмущенно написал в «СБ» жертва бюрократии. — Но как не сообразили те, кто придумал такие нововведения, что льготники у нас в большинстве своем инвалиды. Как же можно заставлять их ходить за справками и тем более заполнять подобные заявления!»

...К нашему приезду в любанском «одном окне» произошли разительные перемены. Бланк заявления на получение справки в ЖКХ немедленно отменили. Оказывается, образец нового документа привезла заместитель директора Любанского ЖКХ по идеологии Татьяна Поддубицкая с семинара–учебы, организованного в июне управлением жилищно–коммунального хозяйства Минского облисполкома. По ее словам, семинар был посвящен совершенствованию работы с населением по принципу «одного окна». «Бланки заявления нам рекомендовали заполнять и подшивать в специальной канцелярской книге, — вспоминает Татьяна Поддубицкая, — чтобы со стороны населения не было каких–либо злоупотреблений с выдаваемыми справками. Они, как сказали, могут быть использованы в квартирных махинациях».

Местных энергетиков за неправильное понимание принципов «одного окна» решили наказать. В Солигорское межрайонное объединение «Энергосбыт», которому подчиняется любанский участок энергосбыта, направлена бумага за подписью председателя Любанского райисполкома: «...привлечь виновных к ответственности и организовать контроль за четким выполнением нормативных документов по вопросам организации работы с гражданами и требований Директивы Президента». Кстати, по инструкции, энергетики не просто не должны, а не имеют права требовать какие–либо справки при ежегодной перерегистрации льготников. Имеется нововведение и в жилищном отделе Любанского райисполкома: к концу года здесь появится компьютерная база данных о каждом горожанине, месте его жительства, семейном положении и наличии льгот, которая будет ежемесячно обновляться.

Отличный результат? Одно смущает. До приезда корреспондентов «СБ» с начала года бухгалтер местного комхоза Любовь Лобан успела выдать около 2.000 справок о составе семьи и месте жительства. И значительная часть из них — исключительно для подтверждения права на льготу. Сколько рабочего времени потрачено понапрасну, сколько бесцельно исписано бумаги! Почему все это вопиющее безобразие остановил пенсионер Евгений Семененя, а не директор ЖКХ или начальник отдела коммунального хозяйства райисполкома? Ведь они по долгу службы наверняка читали, думаю, даже штудировали Директиву № 2.

На снимке: прием граждан ведет бухгалтер ЖКХ Любовь Лобан.

Фото ВИТАЛИЯ ГИЛЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter