Минобразования намерено сократить бумажную работу учителей примерно в 10 раз

Бумаги берут в оборот

Борьба с бумажной волокитой в школах наконец–то принесла видимые результаты. Напомним, еще в начале октября на заседании рабочей группы под руководством заместителя Премьер–министра Анатолия Тозика проблему озвучили «во весь рост»: на педагогов навесили все, что только можно придумать — от сбора средств на ремонт классов до проверки, с кем остается ребенок, если мама и папа работают в ночную смену. 


И вот первый серьезный шаг в верном направлении — 21 октября на сайте Минобразования опубликован обязательный перечень документов для педработников. Бумаги в нем постарались свести к минимуму. Но действительно ли это разгрузит учителей?

Что было?

Наверное, проще сказать, чего не было в последнее время в «бумажных делах» учителя. Писали и заполняли целый ворох непонятных документов, причем в нескольких экземплярах. От отчета о проведении родительских собраний до акта посещения семей с целью проверки наличия пожарного извещателя и исправности печного оборудования. Времени на это тратилась уйма. Например, только на составление учебного плана у опытного педагога уходило 6 — 7 (!) часов. И это по самым минимальным подсчетам. Акты проверки жилищных условий — минимум час на каждого школяра. А теперь умножьте на количество детей в классе... Словом, еще в лучшем случае сутки. Плюс на заполнение классного журнала в начале года потратишь часов 12, пока оформишь все необходимые сведения. И так по нескольку часов на каждую бумажку!

Что стало?

Новый обязательный перечень, по самым оптимистичным прогнозам, обещает сократить бумагооборот в 10 (!) раз. Итак, в основной список для учителей попали классный журнал, календарно–тематическое планирование, поурочное планирование, дневники учащихся. Воспитатели должны вести журнал группы продленного дня, ежедневное календарно–тематическое планирование и на четверть, а также заполнять режим работы группы продленного дня, утвержденный руководителем учреждения образования. Для классных руководителей — дополнительный список: классный журнал, план идеологической и воспитательной работы на четверть и полугодие, социально–педагогическая характеристика класса, дневники и личные карточки учеников.

Чуть больше бумаг выпало на долю учителей–дефектологов. Здесь классный журнал, календарно–тематическое планирование по учебным предметам и коррекционным занятиям, учебные планы, расписание занятий по учебным и коррекционным часам, ежедневное планирование, дневники учащихся. А если такой педагог работает в пункте коррекционно–педагогической помощи, то к списку прибавятся еще журнал учета обследованных и зачисленных учеников, журнал учета проведенных занятий и их посещения, аналитический отчет за год плюс карты, в которых отражены индивидуально–типологические особенности обучающихся.

Учителя физкультуры будут писать планы физкультурно–оздоровительных и спортивно–массовых мероприятий и положения о внутришкольных спортивных мероприятиях, а педагоги дополнительного образования — вести журнал планирования и учета работы объединения по интересам и программы по интересам. Больше всего повезло педагогу–организатору — от него ждут лишь план работы на четверть и полугодие. А вот у педагога–психолога и социального педагога, кажется, бумажная горка меньше не стала. Здесь и социально–педагогическая характеристика учреждения образования, и материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, в том числе индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Вдобавок акты обследования условий жизни и воспитания и прочие бумаги на сложные семьи. А еще прибавьте другие рабочие материалы — скажем, журнал учета консультаций участников образовательного процесса. Запомнить трудно — не то что заполнить!

Пока педагоги выжидают, надеясь, что бумажная «ревизия» принесет свои плоды. Ведь до самых недавних пор доходило до анекдота. Скажем, одна из минских гимназий подтверждает аккредитацию. На уроки проверяющие ходят, но большую часть времени копошатся именно в бумагах за два последних года. До запятой проверяют писанину и учителей, и завучей, и директора. В результате кабинеты администрации напоминают бумажный склад — все столы завалены папками! И ведь придирчиво изучается оформление каждого документа вплоть до «орфографического режима»...

Впрочем, уже сейчас видно, что дело «освобождения школ от бумажного гнета» может осложнить такая приписка: «Указанный перечень документов является типовым, на основании которого составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования». Следовательно, его руководитель и определяет перечень документов, образующихся по ходу работы, и несет ответственность за состояние документооборота. В общем, гладко с бумагами выходит, простите за тавтологию, только на бумаге. Главная–то проблема никуда не делась. Минобразования всегда подчеркивало, что основная бумажная канитель исходит от местных администраций. Но нигде до сих пор четко не прописано, что отступать от обязательного списка запрещено.

Комментарий


Александр Бойко, председатель Белорусского профессионального союза работников образования и науки:

— Хорошее нововведение, но важно, чтобы введенный бумажный перечень не оброс по дороге, по вертикали, как это всегда бывает. Раз в первую очередь ответственность ложится на руководителей учреждений образования, нужно, чтобы они выстояли и отбились от всевозможных посторонних бумаг, которые им уже по традиции будут навязывать и внутри отрасли, и между отраслями. На первых порах это будет очень непросто. Я уже как–то предлагал сделать, например, электронную базу данных по детям Беларуси. Был бы ответственный за ее обновление — и организациям, которым необходима такая информация, достаточно было бы просто обратиться к базе, минуя школу. Особенно важно, чтобы перемены ощутили на местах, ведь на встречах с педагогами зачастую видно: бумажная рутина там уже стала более наболевшим вопросом, чем зарплата.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия №212 (24593). Среда, 5 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter