Сколько можно заработать на сдаче макулатуры

Бумага стерпит все

Девятилетний сын недавно надумал стать предпринимателем. Денно и нощно вынашивает бизнес-идеи. Прикидывает, на чем можно подзаработать. 


Как-то вечером поинтересовался, каким «бизнесом» промышляли школьники в начале 1990-х. Ничего особенного: сдавали яблоки, рябину, стеклянные бутылки, металлолом. Собирали все, что плохо лежит. Кажется, особой удачей считалось добыть бутылку из-под молока или шампанского. Как бы то ни было, клянчить деньги у родителей приходи-лось не каждый день. Иногда удавалось купить мороженое с «Дюшесом», но за свои кровные. Но можно ли таким образом заработать сегодня? Корреспондент «Р» решил предметно изучить этот вопрос.

Первым делом навел порядок на балконе. Старые журналы, газеты, раскраски, рекламные буклеты — теперь это не просто хлам, а стратегический ресурс. Как и пустая тара. Ее я складировал две недели. Все напитки покупал исключительно в стекле. Итог — 20 кило макулатуры и пара пакетов пустых бутылок. Пора идти в народ. 

Небольшое офисное здание в центре Бреста. Представляясь сотрудником «экологического патруля», обхожу кабинеты. Предлагаю сделать свои рабочие места, а заодно и планету чище. Удивительно, но этот ход оказывается эффективным. Предложение находит живой отклик в забаррикадированных цифрами и отчетами сердцах офисных клерков. За полчаса удалось собрать еще 40 килограммов макулатуры. Не бог весть какая цифра, но уже неплохо. В предвкушении первой прибыли направляюсь в один из пунктов приема вторсырья.


От приемщицы сразу же получаю легкий нагоняй. За то, что бумаги не перевязаны или не разложены по коробкам. Едва наметившаяся на улице метель легко сдувает бумажные листы с весов и озорно носит их по двору. За ними, ожидая итогов взвешивания, гоняюсь я.

— Ровно 40 килограммов. То есть 4 рубля, — вынесла вердикт приемщица, взвесив офисную макулатуру.

Мы проходим в помещение, которое больше напоминает небольшой сельмаг. Его хозяйка предлагает взять не деньги, а товар. На стеллажах — стиральные порошки, жидкое мыло, носки, полотенца, туалетная бумага. Цены, кажется, чуть ниже, чем в магазинах. Беру две упаковки салфеток, два куска крем-мыла, два рулона бумажных полотенец. Расспрашиваю приемщицу о ее работе и постоянных посетителях. Пытаюсь выяснить, сколько зарабатывают те, кто в деле не один год. Нащупываю потолок возможного дохода:

— Постоянных клиентов у нас мало. Буквально три-четыре человека. Все они злоупотребляют спиртным. Бывает, что забурятся куда-то и неделями не показываются. Приносят в основном макулатуру, металл и стекло. Но на этом много не заработаешь. Судите сами: пэт-бутылки стоят 10 копеек за килограмм, полиэтилен — 20, стеклобой — 6 копеек, макулатура — 10. В день приходит от 30 до 50 человек. Как правило, это те, кто выбрасывает ненужное из своей квартиры или кабинета. 


На пороге появляется еще один посетитель. Судя по всему, его отношения с алкоголем складываются весьма драматично. Гость принес металлический корпус от какой-то тележки и килограмм алюминия. Говорит, вырученные деньги потратит «на курево». 

Моего нового знакомого зовут Алексей. В обмен на пачку сигарет соглашается рассказать о том, как устроен рынок и сколько можно заработать на стекле и бумаге:

— Если есть что сдать — считай, ты в шоколаде. На сигареты, выпивку и какую-никакую еду хватит. Главная проблема — это нехватка сырья. Старые коробки, выброшенные плиты или телевизоры у мусорных баков не застаиваются. Бутылки тоже в дефиците. В основном все это «добро» забирают дворники. Слышал, что на Дубровке или на Речице (так называются брестские микрорайоны. — Прим. авт.) у каждой мусорной точки есть свой «хозяин». Там, говорят, все строго поделено. Правда или нет — не знаю.

В этом деле, как и в любом другом, есть свои счастливчики. Те, кто нашел свое эльдорадо. О них слагают легенды, их образы овеяны слухами. Алексей утверждает, что нескольких удачливых дельцов он знает лично:

— Мужик живет на Киевке. Вот ему везет капитально. За пару дней столько бутылок насобирает — мама не горюй! Как-то он нашел 12 килограммов меди и 15 — алюминия. За неделю миллион старыми заработал. Хочешь — верь, хочешь — нет. Другой мой товарищ как-то у бака нашел мужскую цепь толщиной с палец, представляешь! Кто-то, видно, мусор выбрасывал и оборвал. 


Несколько месяцев назад в квартире Алексея случился пожар. На металлолом пришлось сдать вытяжку, газовую плиту и кое-что по мелочи. На этом много он не заработал. Например, за плиту получил всего 4 рубля. Иногда соседи разрешают забрать залежавшуюся в подвалах пустую тару. Кто-то мешок стеклянных бутылок насобирает, кто-то больше. Такие улыбки фортуны Алексея радуют особенно. А вот пластиком ни он, ни его друзья не занимаются. По подсчетам Алексея, чтобы сдать один килограмм пэт-тары, нужно собрать около 30 бутылок. А стоит этот килограмм всего-то 10 копеек. 

По доброте душевной новый знакомый решил сопроводить меня до ближайшего пункта приема стеклотары. Правда, два моих пакета, звонко играющие ноктюрн, он оценил скептически: «Ни одну из этих бутылок не примут, а если сдавать на стеклобой, то заработаешь копеек 50. Здесь у тебя всего-то килограммов пять-шесть».

За разговорами подошли к пункту приема стеклотары. Человек несведущий его вряд ли нашел бы. Находится «точка» за зданием неработающего магазина. Ни вывески, ни указателя. Только гора пластиковых ящиков как бы намекает, что мне сюда. Но, увы, пункт приема закрыт. По причине весьма уважительной — приемщица заболела и находится на больничном. Тем не менее с Алексеем внимательно изучаем нынешние котировки на рынке стеклянной посуды. Они не радуют — от двух до шести копеек. И к тому же ни одну бутылку из моей «коллекции» здесь действительно не приняли бы. Не формат.

Вторичные ресурсы в Бресте активно закупает местный мусороперерабатывающий завод. Один из приемных пунктов находится на городской окраине. Найти его оказалось во сто крат сложнее, чем скупщиков бутылок. Дело в том, что по бумагам пункт находится на улице Генерала Тимофеева, но на деле — в трех километрах от этой самой улицы. И опять же у дороги даже указателя нет.

Заготовителю Илье Борисюку сдаю оставшиеся 20 килограммов макулатуры, собранные на балконе. Получаю чуть больше двух рублей. По здешним меркам это сущая мелочь. Разговор сразу перетек в деловое русло: 

— У нас есть постоянные клиенты, которые на вторичных ресурсах зарабатывают вполне прилично. За неделю собираем примерно три тонны стеклобоя. Но некоторые могут за раз привезти тонну стекла или, скажем, 800 кг макулатуры. Где берут? Мне все равно. Лишь бы привозили. 

Илья отмечает, что журналы или газеты сдают редко. В основном картонные коробки из-под бытовой техники. Кстати, старую технику здесь также принимают. По пять копеек за килограмм. Под навесом стоят несколько отживших свое холодильников, телевизоров, газовых плит. Но на этом хламе не заработаешь. Илья продолжает: 

— Асоциальные личности сюда не приходят в принципе. Приезжают обычные люди. Бывает, даже на микроавтобусах или с прицепами. Среди наших постоянных клиентов много дворников. Благодаря стеклу и бумаге они получают неплохую прибавку к зарплате. Раньше даже перекупщики приезжали — принимали где-то макулатуру и стекло подешевле, а нам сдавали подороже. Но в последнее время их что-то не видно. 

Заработать, прямо скажем, мне удалось немного. В общей сложности — шесть рублей с мелочью. Плюс за бутылки можно было выручить копеек 50—60, но их я отдал своему новому знакомому. Ему они точно нужнее.

А КАК У НИХ?

В Германии сдавать тару не зазорно


Во многих магазинах Германии стоят аппараты для приема стеклянных и пластиковых бутылок, металлических банок. Покупая бутылку, например, лимонада, на ней можно увидеть две цены — самого напитка и бутылки, которую потом можно сдать и получить за нее 15—20 евроцентов. Аппараты для приема тары выдают чеки, на которых указана стоимость сданных бутылок. На кассе ее вычтут из общей суммы чека. В Германии никто не стыдится сдавать бутылки, ведь тоже были потрачены деньги. И нет ничего зазорного в том, чтобы вернуть эту бутылку в магазин и получить свои кровные обратно.

p.losich@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter