Аэропорт Минск-1 закрыли для коммерческих полетов

Бульвар на взлетной полосе

Три недели назад аэропорт Минск-1 закрыли для коммерческих полетов, а за несколько дней до новогодних праздников главное здание некогда центральной воздушной гавани страны официально передали на баланс инвестора. Так завершилась более чем 80-летняя эпоха пассажирских авиаперевозок в городской черте. Официально аэропорт будет закрыт лишь к 1 января 2017-го. И уже через несколько лет под нынешней взлетно-посадочной полосой будут ходить поезда метро, наверху раскинется престижный район на 30 тысяч квартир, а новое поколение минчан вместо гула турбин будет слышать привычные звуки большого города. Корреспондент «Р» вспоминает основные вехи в истории столичного аэровокзала, а также разбирается в перипетиях коммерческого строительства.

Фото Александра РУЖЕЧКА

Несмотря на то что первый самолет из Минска в Москву торжественно отправился в полет 7 ноября 1933 года, авиалайнеры появились здесь лишь спустя 20 лет. До этого на грунтовой взлетно-посадочной полосе приземлялись только К-2 и известные в народе «кукурузники» (По-2). Затем их сменили Ан-2 и Як-2, а в 1964 году в аэропорту впервые совершил посадку Ту-124. В 1980-х пассажиров уже перевозили на Ан-24, Як-40, Ил-18, Ту-134А по 22 внутренним авиалиниям и 96 маршрутам, связывавшим Минск с другими городами СССР. Летали из Минска рейсы в Берлин и в Варшаву. В лучшие годы пассажиропоток аэропорта превышал миллион человек. Все изменилось с приходом 1990-х: упадок в экономике привел к тому, что количество авиапассажиров сократилось в 35 раз. В последние годы регулярных рейсов в Минск-1 не было, остались лишь чартеры — до двух в день. Как итог — только в 2014 году убытки аэропорта составили более 6 миллиардов рублей.

Долгоиграющие планы

История с закрытием аэропорта в свое время вызвала немало споров. Тем не менее о том, что судьба Минска-1 предрешена, было известно еще полвека назад. Город постепенно разрастался, и самолетные шумы в непосредственной близости к центру, а также ряд ограничений по использованию прилегающей к взлетно-посадочной полосе территории играли против объекта. Уже в столичном генплане 1965 года намечался вынос аэровокзала за пределы города, а в 1973-м Президиум Совета Министров БССР одобрил его экономическое обоснование. Впоследствии это решение отразили в генпланах развития Минска 1982 и 2003 годов. А в мае 2007-го было принято окончательное решение о закрытии аэровокзала и переносе Минского авиаремонтного завода на территорию Национального аэропорта Минск.

Тогда ожидалось, что на освободившейся территории появится объект «Минск-Сити». Российская нефтегазовая компания «Итера», выступавшая инвестором проекта, собиралась вложить в него почти 30 миллиардов долларов. Позже эта сумма уменьшилась вчетверо — до 7 миллиардов. Правда, и урезание бюджета оказалось слабой мерой — дальше планов дело не пошло. Застройщик пересчитал затраты и нашел проект убыточным, власти обвинили компанию в срыве сроков строительства, и инвестиционный договор был расторгнут. В 2014-м объявили новый конкурс по поиску инвестора. Конкурс не состоялся, но по результатам переговоров на самом высоком уровне было решено, что реализацией амбициозного проекта под названием «Минск-Мир» займется международная группа компаний Dana Holdings.


Решение было закреплено президентским Указом № 456 «О реализации инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир». Документом предусматривается реализация до 2027 года проекта по строительству в Минске (в границах улицы Аэродромной — полосы отвода железной дороги участка Минск — Гомель — 3-го городского кольца — улиц Кижеватова — Брилевской) жилого комплекса с международным финансовым центром, зданиями общественно-делового назначения, жилой застройкой. Таким образом, документ окончательно не оставил аэропорту шансов на жизнь в городской черте.

Мир вашему городу 

Первую концепцию застройки территории аэропорта разработали еще в 2007 году «Минскградо» и «Минскпроект». Помимо жилого сектора на 38 тысяч человек здесь планировалось возвести гостиницы, административные здания, спорткомплекс с аквапарком, рестораны, детские сады, школы. Ожидалось, что деловой Минск с большинством министерств и ведомств переместится в задуманный тогда еще «Минск-Сити». По словам исполняющего обязанности директора УП «Минскградо» Валерия Носевича, за это время градостроительный проект (проект детального планирования) прошел «три или четыре редакции, причем совершенно разные»: были определены основные параметры стройки — схемы транспортно-инженерных систем. Первые две концепции застройки комплекса также разрабатывали специалисты «Минскградо», только вот сегодня от тех первоначальных проектов мало что осталось.

Что же планирует возвести нынешний инвестор на месте аэропорта? Ожидается, что «Минск-Мир» расположится на площади более 

3 млн квадратных метров. Объект будет включать жилые многоэтажные дома на 30 тысяч квартир, дипломатический квартал на 450 особняков, торговые, деловые, развлекательные центры, четыре школы и девять детских садов, парк с фонтанами и прудами площадью 50 га. Основной изюминкой комплекса должен стать международный финансовый центр. В конце ноября прошлого года была заложена памятная капсула в знак начала строительства комплекса, а инвесторы пообещали, что уже в 2018-м завершится первая очередь строительства «Минск-Мира»: на площади в  420 тысяч кв. м появятся жилые дома, торговый центр и паркинг. Всего в «Минск-Мир» планируется инвестировать 3,5 млрд долларов.

Внимание к будущему комплексу «Минск-Мир» сегодня не просто пристальное. В июне прошлого года Александр Лукашенко встретился с совладельцем международной коммерческой компании «Братья Карич» Боголюбом Каричем и депутатом Народной скупщины Сербии Драгомиром Каричем. В ходе беседы Президент дал четко понять: проект «Минск-Мир» обещает быть историческим и не должен быть провален. Кроме того, учитывая прошлый печальный опыт с «Итерой», нынешнему застройщику были предоставлены существенные льготы и преференции: помимо того, что строительство нового авиаремонтного завода будет осуществляться за счет государства, бюджетные деньги также потратят и на снос существующей инфраструктуры. В консалтинговой компании Colliers International не скрывают: по сравнению с предыдущим проектом условия игры для инвестора изменились существенно, в частности серьезно снизилась финансовая нагрузка на застройщика. 

Сегодня инвесторы настроены довольно оптимистично, даже несмотря на экономический кризис. На прошедшем в декабре круглом столе «Минск будущего. Новые инвестиционные альтернативы развития города», который Мингорисполком организовал совместно с консалтинговой компанией Colliers International, вице-президент по внешним связям и развитию международной группы компаний Dana Holdings Боян Карич обратил внимание: 2016-й будет непростым, но к концу года экономическая ситуация должна нормализоваться. Эксперт выразил надежду, что с появлением «Минск-Мира» в страну придут крупные мировые бренды, которых у нас пока нет. Самые большие надежды инвесторы возлагают на международный финансовый центр, который, как ожидается, будет работать по английскому праву. Застройщики надеются, что уже к марту—апрелю появится черновик таких законов, которые передадут на рассмотрение государству. По словам Бояна Карича, центр привлечет в страну крупных инвесторов. Пока же остается только надеяться, что сербы свое обещание сдержат. А что же будет с аэропортом? От него останется только главное здание, в котором, вероятно, разместятся офисы.

КСТАТИ 

По словам Александра Акентьева, главного архитектора УП «Минскградо», основными реконструируемыми территориями, на которых будет вестись строительство жилья в Минске в ближайшие годы, будут территории авиаремонтного завода и аэропорта Минск-1, а также бывшей птицефабрики имени  Крупской. Согласно регламентам нового генплана столицы, в городе, не выходя за пределы кольцевой автодороги, можно построить еще 11 млн квадратных  метров жилья.

ЦИФРА

Почти 85 млрд рублей выделили в прошлом году на строительство авиаремонтного завода возле Национального аэропорта Минск. Это было предусмотрено постановлением Совета Министров с «красивым» номером 777. 

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter