Бульба в цене. Не продешевить бы!

Небывало урожайный год на картошку в Беларуси совпал с аномальной засухой в России

— Бабушка, когда картошку копать будешь?

— Завтра, сынок.

— Урожай выдался хороший. Тонны две накопаешь?

— Думаю, что не меньше.

Парень достает из багажника иномарки пятьдесят мешков-сеток и протягивает бабушке:

— К вечеру заеду заберу, не сомневайся, цену дам хорошую.

Следующая остановка у соседней избы:

— Когда картошку копаете, хозяева?..

Выгодная культура

Небывало урожайный год на картошку в нашей стране совпал с аномальной засухой в России. Только в сентябре цены на второй хлеб в России подскочили вдвое. А единое таможенное пространство позволяет белорусам беспрепятственно перевозить картофель через границу. Благо спрос на него у соседей огромный.

Хозяйства обязаны обеспечить закладку картофеля в стабилизационный фонд для потребления в межсезонный период. Государство оказывает помощь аграриям, потому и картофель должен быть заготовлен по приемлемым ценам. На сегодняшний день рекомендованная цена – 850 рублей плюс налог на добавленную стоимость. Как заверили в Гродненском облсельхозпроде, необходимое количество картофеля будет заложено на хранение. Зимой наши люди не должны ощутить роста цен на такой важный для каждого белоруса продукт.

Но у хозяйств остается возможность заработать на продаже излишков урожая на экспорт. С 10 сентября рекомендованная Совмином цена – не ниже 1300 рублей за килограмм. Это как минимум, а максимум не имеет пределов. Говорят, в хозяйствах телефоны «красные» от обилия предложений из разных мест — от Урала до Мурманска.

«Черные копатели»

Но сама бабка не отправит выращенный тяжким трудом урожай в Мурманск. Да и не каждый сельчанин готов стоять на рынке, хоть там и дают приличную цену. Выход есть. Можно сдать в потребкооперацию. Но нередко дорогу ей переходят ушлые парни, что с утра до вечера колесят по деревням, скупая урожай у сельчан. Причем предлагают цену выше, чем кооператоры. Немного, рублей на 20—30, но сельчанин каждой лишней копейке рад, потому нередко выбирает, где подороже.

На деле «черные копатели», как их называют в деревнях, с помощью нехитрых приспособлений химичат с весами и обвешивают доверчивых стариков. Таких примеров немало, люди жалуются. Да поди догони их. Многие работают напрямую с Россией. Подгоняют фуры прямо в деревню, где накануне их ребята уже раздали сеточки и собирают затаренные мешки.

Молва расходится быстро. Скупят в одной деревне картофель по тысяче рублей за килограмм, назавтра в округе никто не сдает урожай. Ждет сельчанин, когда заезжие скупщики появятся снова. Иные придерживают урожай до морозов в надежде на то, что цена подскочит.

Кооператоры обращались за помощью в ОВД, областную налоговую инспекцию с просьбой оказать помощь в борьбе с неорганизованной скупкой сельхозпродукции у населения. Но действенной помощи не ощутили. Пока до деревни доедет вызванный людьми участковый, скупщиков и след простыл, другие закрывают автомобиль и дожидаются, пока представитель органов правопорядка не уедет.

От чего «зимние» цены пляшут

Тем временем кооператоры ведут заготовку клубней по своим правилам. Закупочная цена в зависимости от района, урожайности на сегодняшний день варьируется от 800 рублей до одной тысячи рублей.

— Выше закупочную цену поднять не можем, — объяснила заместитель председателя правления Гродненского облпотребсоюза Жанна Ильина. – Мы должны максимально забрать у населения все, что они вырастили, а также обеспечить экспорт. С другой стороны, закупленный у населения картофель отдаем в розничную торговлю. Получается, чем больше установим закупочную цену, тем дороже будет стоить картофель в магазине. Поэтому бесконечно взвинчивать цену нельзя. Если в прошлом году в сентябре розничная цена на картофель доходила до 900 рублей, то нынче, исходя из закупочной в одну тысячу, розничная уже составляет 1300 рублей.

Кооператоры области по состоянию на 24 сентября заготовили 3,5 тысячи тонн картофеля. Люди также активно сдают лук, свеклу, морковь, капусту, яблоки. Закупочная цена на лук колеблется от одной тысячи до 1300 рублей, на свеклу, капусту и морковь – от 700 до тысячи.

В каждой деревне своих заготовителей знают в лицо. Нередко организационную работу берут на себя сельские старосты, созваниваются с заготовителями, райпотребобществами. Заготовители рассчитываются со сдатчиками на месте. Тут же оформляют закупочные ведомости, которые при желании каждый может проверить.

Порой сельчан сдерживает то, что кооператоры требуют предоставить справку о наличии приусадебного участка, результаты исследования продуктов на содержание нитратов, радионуклидов. В Дятловском же ЧУП «Райкоопвнешторг» взяли это на себя. Как рассказал директор предприятия Николай Городко, сдатчик только предоставляет справку о наличии участка, а это не проблема, такая сегодня есть у каждого. Здесь решили, что бабушка ради двух-трех мешков картофеля в райцентр за справкой не поедет, поэтому и делают исследования сами. Причем выезжают к сельчанам за мешком-другим картошки, овощей, а не гоняются за большими партиями. Сотрудничают и с индивидуальными предпринимателями, которые честно работают и платят налоги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter