Буквы в «цифре»

Замена учебников на планшеты имеет свои технические трудности

Белорусским школьникам заменят учебники на планшеты

В отечественном образовании, похоже, может наступить новая эра. Правительство всерьез задумалось над возможностью заменить традиционные бумажные учебники на интерактивные медиаприложения. Носителями электронных учебных пособий должны стать планшеты – самый перспективный на сегодняшний день вариант персональных компьютеров.

Идея провести эксперимент по замене книг на компьютеры впервые прозвучала в начале февраля из уст первого заместителя министра образования Александра Жука. На заседании коллегии Министерства образования он рассказал, что, по предварительным подсчетам, инициатива, если она окажется успешной, сэкономит государству более Br 20 млрд. Первый замминистра отметил, что выпуск таких планшетов может освоить «Интеграл».

Недавно инициативы Минобразования поддержал вице-премьер Анатолий Тозик. Представляя в парламенте программу деятельности правительства на следующую пятилетку, заместитель премьер-министра продемонстрировал депутатам планшет производства «Apple» и сообщил, что с нового учебного года планируется обеспечить планшетами одну школу в Минске, одну в городе с населением до 200 тысяч человек и одну сельскую школу. Анатолий Тозик уверен: планшеты обойдутся государству дешевле традиционного выпуска учебников. По его словам, при массовом производстве стоимость таких устройств удастся снизить до $ 200 за штуку. Также вице-премьер отметил долговечность электроники. «Если ребенок не разобьет планшет, он может и десять лет ходить с ним, а внедрение электроники позволит решить проблему тяжелых портфелей у школьников», — пояснил он.

Идеи, прозвучавшие в верхах власти, не новы. Подобный эксперимент сейчас проводит в украинских школах производитель электронных книг «Pocketbook». По словам директора по продажам в странах СНГ этой компании Олега Денисюка, в целом первый опыт можно признать успешным, однако разработчики столкнулись и с некоторыми трудностями. «Пока в проекте участвует семь школ по три класса в каждой: с седьмого по девятый. Детям и учителям раздали чуть больше 500 ридеров. Уже есть немало положительных отзывов, но и с некоторыми проблемами мы также столкнулись. Например, учебник биологии плохо ложится на черно-белую электронную бумагу, потому что надо показать, к примеру, разными цветами кровеносную систему: аорты, вены. А технология позволяет работать только с монохромным изображением».

Украинский эксперимент построен на использовании ридеров с дисплеями на базе так называемых «электронных чернил». Преимущества таких компьютеров – малый вес, надежность, высокое качество отображения текста, батарея, которой хватает на несколько недель автономной работы. Но главное — абсолютная безопасность дисплея для глаз: электронная бумага не мерцает в отличие от традиционных жидкокристаллических экранов. Недостатки, впрочем, тоже имеются – пока электронные чернила обеспечивают только черно-белое изображение, а экраны, выполненные по этой технологии, плохо противостоят ударам и не умеют показывать видео, которое, впрочем, школьникам на уроках не очень-то и нужно – не мультфильмы же они в школу ходят смотреть.

Альтернатива электронным книгам – традиционные планшеты, которые фактически представляют собой ноутбуки с сенсорным экраном и без клавиатуры. Этот класс устройств комплектуется жидкокристаллическими цветными экранами и хорошо подходит для демонстрации интерактивных приложений. Ударопрочность здесь также выше, чем у ридеров. Однако весит средний планшет несколько больше, стоит дороже, а время автономной работы не превышает 8—10 часов.

Какой вариант выберет для внедрения в школах правительство, пока неясно. Однако ответ на вопрос: «Быть или не быть электронным букварям?» может оказаться куда более сложным, чем это кажется на первый взгляд. «Выбор типа устройств не так важен, если вспомнить, что в стране отсутствует необходимая инфраструктура, – указывает на слабое место новой инициативы официальный представитель компании «ViewSonic» в Беларуси Алексей Новик. – Когда в школе учится тысяча детей, то, как минимум, здесь же должен работать сервис-центр по ремонту и обслуживанию электроники. Планшет – устройство хрупкое: падения, удары, грязь он переносит намного хуже, чем бумажная книга, а дети есть дети: им нужно бегать, прыгать. Поэтому ремонтная мастерская в каждой школе – обязательное условие для выполнения такой программы. Кроме того, каждой школе необходим сервер, на котором будут храниться резервные копии данных. Это немалые денежные затраты».

Ридер на основе электронных чернил с 10-дюймовым дисплеем сегодня стоит около $ 500, цены на планшеты с цветным сенсорным ЖК-дисплеем аналогичной диагонали стартуют с отметки в $ 600—800. С учетом того, что средний школьный учебник можно купить за $ 3—10 долларов, соотношение получается не в пользу электроники. При этом учебник без особых проблем служит 4—5 лет, тогда как с планшетами в этом смысле все не так просто.

«Да, теоретически любой гаджет, и планшет в том числе, может проработать 10 лет, – говорит Алексей Новик, – но ни один производитель электроники сегодня не дает на свою продукцию гарантию дольше чем на 2—3 года. Кроме того, учитывая, насколько быстро развиваются технологии, мне тяжело представить школьника, который будет эффективно учится при помощи планшета, выпущенного 10 лет назад. Мне кажется, дешевле избавиться от «тяжелых портфелей», просто напечатав для детей второй комплект учебников, который бы они могли хранить в школе».

Существует и еще одна проблема. Простой перевод существующих книг в цифровую форму никаких преимуществ не дает: раньше мы читали учебник физики с бумаги, а теперь с экрана монитора. Под планшеты необходима разработка специальных учебных пособий, адаптированных под чтение в электронном виде по верстке, умеющих в полной мере использовать возможности компьютера: демонстрировать видео и анимацию, озвучивать упражнения и примеры, находить справочную информацию в Интернете.

Необходимость разработки специализированного ПО быстро выяснилась во время украинского эксперимента. «Сейчас наша компания активно занимается разработкой специализированных приложений под электронные книги, – рассказывает Олег Денисюк, – делаются дополнительные программы для учебы, виджеты, расписание, словари, дневник. Это все необходимо, если мы хотим получить хорошо работающий продукт».

«Возможно, внедрение планшетов в систему образования проходило бы проще, если бы начали не со школьников, а со студентов, – делится мнением Алексей Новик. – Во-первых, студентов меньше, а значит, внедрение будет более дешевым, во-вторых, это взрослые люди, которые, как правило, прекрасно владеют навыками работы с компьютерами и умеют бережно с ними обращаться. Наконец студенты гораздо чаще школьников используют в учебе Интернет, обучающие фильмы, то есть они смогут использовать возможности планшетов более полно».

------------------------------------------

Прямая речь

Игорь ЛАПТЕНОК, заместитель министра информации Беларуси:

— Мы еще не готовы изготавливать электронные книги. Пока они – скорее вспомогательное средство, используются как наглядное пособие. Издательство «Вышэйшая школа» издает учебники для вузов с медийным приложением. Это не просто копия самого учебника на диске, а дополнительные возможности, например экскурсы в музей или изображение детали двигателя. Дополнительный материал, который помогает лучше усвоить основной. Однако квинтэссенция материала по-прежнему в книжном варианте.

На «Интеграле» сказали, что готовы выпускать планшеты через год. Кроме этого, мы совершенствуем те мультимедийные приложения, которые сегодня уже есть. Так что, думаю, электронные учебники могут появиться через год-два.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter