Почему техники сейчас покупают не столько, сколько раньше

Бухнули в колокола не заглянув в… кабину трактора

На днях некоторые вечно всем недовольные сограждане как сговорились, прошлись по отечественному сельхозмашиностроению: и такое оно, и сякое, и качество не то, и склады забиты. И вообще, заявляют: зачем, мол, было огород городить, ломать голову над разработкой и производством своих комбайнов и энергонасыщенных тракторов, собирали бы машины известных западных фирм — и никаких проблем. Такая вот «патриотическая», мелкотравчатая такая позиция с ощутимым душком провокации.



Конечно, бухнуть в колокола проще, чем заглянуть в святцы. Одним хотя бы глазом. Чтобы увидеть, понять, почему техники сейчас покупают не столько, сколько раньше. И понять, что причина вовсе не в надежности наших тракторов и комбайнов, а в ситуации на мировых рынках. Понятно же, что если украинцы уменьшили инвестиции в аграрный сектор, значит, соответственно и закупки новой техники упали. Рухнул рубль у россиян, а это самый наш емкий рынок, российские антисанкции ударили по западным фермерам, их платежеспособность тоже упала. Что здесь, скажите, непонятного? Просто это надо хотеть понять.

Да, господа хорошие (это я к любителям импорта обращаюсь), за рубежом много неплохой сельскохозяйственной техники. Какая-то лучше нашей, какая-то хуже, не в этом дело. Специалисты, аграрии-практики легко, думаю, вспомнят, как на рубеже веков по стране разъезжали сотни коммивояжеров, предлагая хозяйствам покупать импортную технику. На условиях сверхпривлекательных: не валютой рассчитываться, а зерном. Причем с рассрочкой на несколько лет. Как потом оказалось, это была настоящая кабала, когда за один комбайн, часто к тому времени уже требующий дорогостоящего ремонта, все еще приходилось рассчитываться половиной урожая.

С облегчением вздохнули сельхозпроизводители лишь тогда, когда государство разработало масштабную программу импортозамещения. И оказалось, что свои зерноуборочные комбайны не уступают импортным образцам, но при этом значительно дешевле. И самое главное — не надо тратить валюту. За годы действия программы сельхозмашиностроение не только сэкономило для страны миллиарды долларов, но стало зарабатывать валюту на экспорте.

А для оценки качества нашей техники обратимся к независимым экспертам. Заместитель губернатора Ленинградской области, курирующий вопросы агропромышленного комплекса, с которым разговорился на недавней «Белагро», в превосходной степени отозвался о белорусской технике, которой в парке тамошних сельхозпредприятий 70 процентов. По качеству она примерно соответствует западным образцам, но значительно дешевле.

Другой пример. Заместитель губернатора Алтайского края рассказал, что в регионе налажена сборка белорусских зерно- и кормоуборочных комбайнов, которые вообще занимают почти 90 процентов местного парка. Ну и скажите теперь: если бы к технике были претензии, голосовали ли бы за нее рублем российские сельхозбизнесмены, многие из которых уже заработали достаточные капиталы, чтобы купить все самое лучшее?

Кстати, на той выставке руководитель одного из алтайских хозяйств основательно расспрашивал представителя «Гомсельмаша» о достоинствах нового комбайна. А когда узнал, что образец успешно прошел испытания на белорусских полях, решил купить себе такой же.

Почему же некоторые мои сограждане с упорством, достойным лучшего применения, хают все свое, в данном случае наши сельхозмашины? Вспоминаю историю двадцатилетней давности, когда заместитель директора по снабжению крупного промышленного предприятия в штыки встретил программу импортозамещения, чуть ли не с пеной у рта доказывал: куда нам до «Джон Диров», технологий нет, станков нет, металла нет, людей нет… Ну а потом уже с помощью КГК выяснилось, что имел спец неплохие откаты от импортных закупок. Не хочу подозревать в таком каждого апологета западного машиностроения – чаще тут или просто некомпетентность, или дурь непроходимая, или патологическая неприязнь всего своего, нашими руками сделанного. Бывает, голова человеческая, она ведь вещь тонкая, смотришь, и собьется какая-нибудь настройка.

Кризисы приходят и уходят, но в выигрыше после этого останется тот, кто сохранил производственный и человеческий потенциал и включается в работу, не теряя времени. Придет оно, а какие в том сомнения, и для наших производителей сельхозтехники. Тем более что государство поддержало их в трудную минуту.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter