Букет сомнений

Кто в ответе за испорченное настроение?
Кто в ответе за испорченное настроение?

А вы когда–нибудь обращали внимание на то, как расцветают наши города накануне 8 Марта или 1 сентября? Сколько людей с букетами появляется на улицах пятничными и субботними вечерами? Спешат, несут благоухающие композиции любимым, друзьям, юбилярам, новоселам... И так бывает обидно, что цветы, которые призваны украсить праздник, могут его и... испортить!

Жалобы потребителей на купленные накануне торжества цветы и моментально увядшие накапливались в моем журналистском досье постепенно. То свадебный букет «загнулся» прямо на глазах у жениха, как только был внесен в теплую квартиру с мороза, то первоклашке на сентябрьскую линейку было не с чем идти: приобретенные накануне гладиолусы героически простояли всего одну ночь.

— Да, жалобы на цветы и мы получаем частенько, особенно в предпраздничные и праздничные дни, — рассказал мне юрист барановичской городской организации «Общество защиты прав потребителей» Александр Савчук. — Все, чего мы добивались в этих случаях, — возврат стоимости букета покупателю. А иногда не добивались и этого.

Попробуйте вернуть продавцу купленные у него цветы! Чего только не услышите: и на сквозняке они стояли, и везли вы их не так как надо, и стебель не обрезали, и не в ту воду поставили... Да и в правилах розничной торговли говорится, что цветы обмену и возврату не подлежат. Указаний же, что делать с негодным букетом, увы, нет. Решив выяснить, следит ли какая–либо организация за качеством и условиями хранения этого весьма капризного и скоропортящегося товара, я села у телефона...

Центр гигиены и эпидемиологии от комментариев отказывается. Цветами его сотрудники не занимаются, так как угрозы здоровью человека те не представляют. Семенная инспекция — опять без комментариев. Здесь причина другая — ввезенные в Беларусь цветы контроль проходят на границе, а контроль качества продаваемой продукции в обязанности сотрудников инспекции не входит.

Ничего не удалось выяснить и в Центре стандартизации, метрологии и сертификации. «Цветы как товар не включены в список обязательной сертификации», — констатирует начальник отдела сертификации Оксана Анискевич.

В отделе торговли Барановичского горисполкома выслушиваю вежливое объяснение: «Занимаемся исключительно организацией торговли, но никак не контролем...»

Да и в цветочных рядах на рынках родных Барановичей мне не смогли предъявить никаких документов, удостоверяющих качество товара, ничего, где я смогла бы прочитать, откуда привезены хрупкие растения, как долго они путешествовали и в каких условиях.

Выходит, из поля зрения множества организаций, призванных следить за тем, чтобы к потребителям попадали качественные товары, «выпал» огромный цветочный рынок? Налоги с цветочников, понятное дело, взимают. Но вот о каком–то другом контроле речь не идет. А между тем обманутые покупатели «порадуют» вас всякими ужасными историями, например, о том, что принесенные домой герберы оказались... проткнуты проволокой по длине всего стебля, видимо, для того, чтобы увядшие цветы не роняли головы. Или о том, что свежие на первый взгляд бутоны чайных роз оказались обвязаны бесцветными капроновыми ниточками и лишенные «перевязи» моментально осыпались...

Кто вернет пострадавшим покупателям стоимость отнюдь не дешевых букетов и возместит моральный ущерб?

За покупателем всегда остается право внести запись в книгу замечаний и предложений, которая обязательно должна находиться в месте продажи. И ждать ответа в течение 10 дней, напоминают в барановичском обществе защиты прав потребителей.

Честно говоря, утешение малое... И, проведя собственное мини–расследование, обратившись в Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации, я выяснила, что документ, регламентирующий требования и технические условия реализации свежесрезанных цветов, все–таки существует. Это ГОСТ 18908, принятый еще в 1973 году и действующий до сих пор! В нем расписываются требования к очень многим разновидностям цветов — розам, хризантемам, тюльпанам, лилиям, гвоздикам, описываются внешние характеристики, условия транспортировки, особенности упаковки... Например, розы не могут перевозиться при температуре воздуха ниже 3 градусов по Цельсию, да и вообще должны транспортироваться «в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся (!) грузов». Вот так!

Осталось только найти организацию, которая возьмет на себя труд сравнить условия, описанные в ГОСТе, с существующими...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter