Кто и как регулирует Приднестровский вопрос?

Букет проблем Приднестровья

7 ноября состоялась встреча министров обороны Молдовы и Украины, на которой обсуждался план возможного вывода Оперативной группы российских войск из Приднестровской Молдавской Республики. Напомним, эта группа насчитывает около 1,2 тысячи военнослужащих, часть из которых обеспечивает проведение миротворческой операции совместно с молдавскими и приднестровскими «голубыми касками».

Заявления молдавского и украинского министров обороны прозвучали довольно странно, поскольку для решения судьбы российского контингента необходимо согласие российской и приднестровской стороны, а судя по заявлениям президента ПМР Шевчука и российского военного командования, никто к выводу не готовится и не предполагает его в ближайшем будущем.

То есть речь идет, скорее, о совместной политической декларации украинского и молдавского руководства. Целью этой декларации, возможно, является демонстрация солидарности Украины и Молдовы по приднестровскому вопросу и в целом в отношении российских интересов в этом регионе.

Правда, возникают сомнения в реальности подобных планов. Во-первых, Россия и Приднестровье явно не будут в этом участвовать, полагая, что сохранение российской военной группировки является реальной гарантией от возобновления конфликта. Во-вторых, очень скоро, после подведения итогов президентских выборов в Молдове, может измениться политический расклад в этой стране. Фаворитом выборной гонки считается социалист Игорь Додон, настроенный как раз договариваться с Москвой, в том числе по Приднестровью, а не нагнетать конфронтацию, неизбежную в случае настаивания на выводе российских миротворцев.

Таким образом, единственный реальный интересант в таком политическом жесте – украинская сторона. Ее мотивы достаточно понятны: само Приднестровье и размещенные там российские войска рассматриваются как важный элемент российского военно-политического присутствия прямо у границ Украины и в случае обострения российско-украинских отношений этот элемент, без сомнения, так или иначе будет задействован. Поэтому для Украины важно нейтрализовать его любыми способами, в том числе и политическими декларациями, озвученными устами военных.

Но в целом такая позиция не выглядит убедительной, ведь, даже заручившись поддержкой международных организаций в лице ОБСЕ и ООН, которые гипотетически могут поднять вопрос о выводе российских войск и миротворцев и замене их на международную полицейскую миссию, согласие на это других заинтересованных сторон – Приднестровья и России — в данной ситуации получить практически невозможно.

Кстати, эффект от подобных шагов Молдовы и Украины также непредсказуем. В разгар приднестровского конфликта в 1992 году именно вмешательство российской 14-й армии под командованием генерала Лебедя фактически предотвратило массовую этническую резню. И с того времени российские войска действительно обеспечивали баланс сил и сдерживали конфликт.

Ситуация вокруг Приднестровья стала накаляться после известных событий в Украине, но резкое изменение баланса сил или субъектов, участвующих в урегулировании конфликта, вряд ли скажется позитивным образом, скорее, наоборот, может вновь его оживить. В таком контексте заявления молдавского и украинского министров больше похожи даже не на декларацию намерений, а на непродуманную авантюру. Впрочем, авантюру, далекую от реальности, поскольку и актуальные политические тенденции в регионе, и геополитический ландшафт вряд ли будут способствовать ее воплощению.

Алексей ДЗЕРМАНТ

dziermant@gmail.com

Фото regnum.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter