История одной фотографии поэтессы Таисии Бондарь

Букет пионов

С известной белорусской поэтессой Таисией Бондарь я познакомился давно, в 1988 году. Был теплый солнечный день. Я свернул с проспекта на улицу Захарова. Там, на первом этаже жилого дома, находилась редакция журнала «Беларусь».

Лето только начиналось. Кабинет не очень большой, столы завалены папками рукописей, подшивками газет и журналов, а на широком подоконнике в трехлитровой банке благоухал большущий букет розовых пионов. В окно светило яркое солнце. Редактора отдела прозы на месте не оказалось, куда-то уехала. Я уже собрался уходить, как меня остановила Таисия Бондарь — улыбающаяся, в светлом платье, сама похожая на букет пионов. Пригласила присесть к ее столу. Отыскала рукопись моих рассказов, уже прочитанных, с правками и вопросами. Что-то начала спрашивать, а потом вдруг, словно вспомнив, предложила нарисовать иллюстрации к одному из четырех текстов. Естественно, я с радостью согласился. 

Когда через несколько дней принес рисунки, то на подоконнике стоял букет уже белых пионов, такой же пахучий и пышный, как предыдущий. Рассказ с моими иллюстрациями напечатали, заплатили гонорар — моя радость была беспредельной. 

Потом с Таисией Николаевной мы встречались много раз, и она всегда улыбалась и спрашивала о моих делах. 

Когда она хотела быть обаятельной, то это ей без труда удавалось. Она легко находила хорошие слова, могла поддержать, успокоить, придать уверенности. Но когда она злилась и раздражалась, то хотелось выскочить из кабинета, громко хлопнув дверью. В такие минуты она становилась невыносимой и безжалостной. Могла наговорить кучу обидных замечаний. Как-то я имел неосторожность вступить с ней в спор, защищая право писать так, как считаю нужным... Выскочил. Хлопнул дверью. И целый год обходил журнал «Беларусь» стороной, а потом случайно встретил ее на площади Победы. Она засмеялась, вздохнула, как-то странно взмахнула рукой и почти приказала, чтобы я принес лично ей новые рассказы...

Знаю многих поэтов и прозаиков, дебютировавших в журнале «Беларусь», которых поддержала Таисия Бондарь. Она сама писала стихи, прозу, публицистику. Ее книги иллюстрировали наши лучшие художники, с которыми она дружила.

На этом черно-белом снимке Евгения Коктыша известная белорусская поэтесса выглядит примерно так, как при нашем первом разговоре, в самом начале лета 1988 года. Смотрю — и вспоминаю тесный редакционный кабинет, еще докомпьютерную эпоху, пьянящий запах пионов и молодую, уверенную в себе Таисию Бондарь. 

ladzimir@tut.by 

Фото Евгения Коктыша.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter