Понятие “белорусское виноделие” кому-то может показаться несерьезным, однако опыт работы Слонимского винодельческого завода свидетельствует об обратном: здесь умеют делать напитки самого высокого качества, что доказывают многочисленные награды на международных и республиканских выставках и ярмарках.
О том, как слонимские виноделы шли к признанию выпускаемой продукции, рассказывает директор предприятия Михаил Окулик.
— В чем секрет популярности вашей продукции? На рынке республики она — явный лидер среди плодово-ягодных напитков.
— Спасибо за лестный отзыв о нашей продукции. Здесь нет никаких преувеличений, нас признают не только на внутреннем рынке. Подтверждение тому — Гран-при международной выставки-ярмарки “Вино-водка-2006” в Сочи, на которой демонстрировались достижения виноделов многих стран.
Мы сегодня производим плодово-ягодные напитки и настойки, причем только из натурального сырья: клюквы, красной смородины, клубники, вишни, яблок. Эксперты признают: грамотный подбор и правильное использование местного сырья, технологические приемы переработки обеспечивают в изделиях Слонимского винодельческого завода максимальное сохранение природных витаминов.
— Беларусь традиционно славилась производством хороших плодово-ягодных вин. Затем в этой отрасли наметился спад. Слонимчане одними из первых возродили былую славу народных напитков. Какие из них наиболее популярны в республике и являются брендами?
— Я уже говорил, что в прошлом году в Сочи наш завод удостоен высшей награды — Гран-при. Так вот, эта честь оказана “Клубничному крепкому”. Нашими брендами я назвал бы напитки “Вишневый”, “Черносмородиновый”, “Вишневое сладкое”, “Красносмородиновое крепкое”, “Вечерний город”.
Ассортимент изделий со слонимской маркой весьма разнообразен, и мне трудно назвать лучшие из лучших. Подходы к их производству у нас одинаковы, они должны отвечать самому высокому уровню качества. Этому требованию соответствуют плодово-ягодные алкогольные напитки “Зеленое яблоко”, “Дары сада”, “Ветка рябины”, “На брудершафт” и другие.
Сегодня мы делаем упор на выпуск плодово-ягодной продукции улучшенного качества. Если в прошлом году завод произвел 13 тысяч декалитров, то в 2007 году предусмотрено увеличить их выпуск до 100 тысяч декалитров.
Планируем в первые месяцы года запустить линию по розливу виноградных алкогольных напитков. Винопродукт будем завозить из Молдовы. Был проведен тендер на поставку сырья в Слоним, в котором участвовали четыре производителя вин из Молдовы.
— Вы не ошиблись в выборе поставщика винопродукта?
— Об этом как раз и предупреждали нас в Совмине. Вопрос серьезно изучался. В Молдову выезжали три специалиста, которые посетили не один винодельческий завод, “перепробовали” много сортов и остановились на “Каберне”. Скоро этим прекрасным напитком мы порадуем белорусских покупателей.
— Интересно, где можно встретить вашу продукцию?
— Основные рынки сбыта наших напитков — это Слоним, Гродно и Гродненская область, а также Минск и Минская область, Брест и Брестская область, Гомель и Гомельская область.
Как известно, в последнее время перекрыт ввоз в нашу республику спиртных напитков из-за рубежа, зачастую суррогатных. Это правильный шаг. В торговле резко возрос спрос на отечественные напитки, которые традиционно соответствуют госстандартам и высокого качества. Не исключение и продукция Слонимского винодельческого завода.
Сегодня мы не работаем на склад, вся продукция расходится “с колес”. Естественно, спрос растет благодаря высокому качеству изделий.
— Основа чудесного букета напитка — это то, что в него вложено.
— Совершенно верно. Пусть и высокопарной покажется фраза, но я скажу так: напитки из Слонима — это букет, включающий в себя соки земли, энергию солнца, мудрость и трудолюбие людей. На предприятии имеется мощный соковый участок. Здесь мы перерабатываем плоды и ягоды и получаем высококачественное сырье. Благо прошлогодний урожай яблок удивил своим обилием, и мы заготовили соков на 20 процентов больше. За год они будут переработаны, что позволит увеличить объемы выпуска продукции, а значит, и улучшить нашу экономику.
— Нам известно, Михаил Васильевич, что ваше предприятие намерено увеличить производство новых видов изделий. Расскажите вкратце об этом.
— Несколько лет назад нам передан Ойцовский спиртовой завод, который является нашим структурным подразделением. Он расположен в деревне Ойцово Берестовицкого района и, несмотря на сельскую прописку, является поставщиком высококачественного спирта-ректификата. Он, как известно, используется для выпуска крепленых напитков. Мощности завода увеличены — в реконструкцию мы вложили полтора миллиарда рублей. Из убыточного спиртзавод стал прибыльным, и часть продукции мы уже реализуем, как говорится, на сторону. Благо она востребованна.
В текущем году мы запустим линию по производству ликероводочных изделий. Это позволит наладить выпуск таких алкогольных напитков, как “Журавiнавая”, “Беларускiя журавiны”. Они уже выпускались на нашем заводе и пользовались большой популярностью, особенно изготовленные в сувенирном исполнении. Их старались приобрести для подарка, отправляясь в гости. Мы возродим выпуск великолепных напитков.
— Наверное, этим перечень новой продукции не ограничивается?
— В марте прошлого года заводу передан участок по производству уксуса, который расположен в деревне Бояры Гродненского района. Пока он приводится в порядок, в 2006 году было выпущено незначительное количество продукции — всего шесть тысяч декалитров. Увеличение производства спиртового уксуса, который по качеству выше столового, сулит выгоду.
Продолжим выпуск кваса, наладим производство безалкогольных напитков. В будущем, возможно, на Слонимском винодельческом заводе появится производство плодово-ягодных соков.
— Реконструкция предприятия — это постоянный процесс?
— Безусловно. Три года назад мы обновили купажный участок, спиртохранилище. Затрачены большие деньги, свыше миллиарда рублей. Никто не помог, вложили свои средства, взяли банковский кредит, с которым почти рассчитались. Реконструкция предприятия продолжается, и уже на очереди замена оборудования в соковом и других цехах.
— Золотые медали, почетные дипломы, Гран-при... Это признание заслуг слонимских виноделов. Не пора ли выходить со своими изделиями на международный рынок?
— Пора. На состоявшейся недавно в Минске выставке-ярмарке встретились с литовскими коллегами, у которых наша продукция вызвала интерес. В соседней Литве сохранились традиции производства плодово-ягодных напитков, и я полагаю, что мы можем рассчитывать на свою нишу на тамошнем рынке. Нас пригласили принять участие в предстоящей выставке, к которой мы уже готовимся.
Гродненская область 231800, г.Слоним,ул.Коммунистическая, 19.
Тел./факс (01562) 2-11-57,тел. (01562) 2-15-65,тел. глав. инженера (01562) 2-12-57
Отдел маркетинга и сбыта: (01562) 2-14-57, 2-17-83, 5-05-96
E-mail:Sale@Vinzavod.by