Молодая учительница Мария Павловская о впечатлениях от первого месяца работы

Букет для Марии Сергеевны

Во дворе средней школы № 22 города Бреста вот–вот воцарится настоящая золотая осень. Ее дыхание уже чувствуется в аромате ярко–оранжевых клумб с бархатцами, где на мягком октябрьском солнце переливаются капли мимолетного дождя. А в графике 3 «Г» класса, кабинет которого украшен кленовыми листьями и гроздьями огненно–красной рябины, — урок рисования. У доски развешивает картины с осенними пейзажами и натюрмортами Маша Павловская. В статусе педагога начальных классов эта яркая девушка чуть больше месяца: только летом получила диплом выпускницы БГПУ имени М.Танка. «Мария Сергеевна строгая, — по секрету сообщают корреспондентам «СБ» малыши и тут же добавляют: — но справедливая — просто так десятку не поставит».



— Я родом из агрогородка Святая Воля Ивацевичского района. После университета была возможность остаться в Минске, но меня всегда притягивал Брест. Других мыслей просто не было. Этот город какой–то особенно душевный, простой, теплый, при этом у него богатая история — в следующем году будет отмечать 1000–летие. И мне всегда кажется, что он меня как–то радостно встречает...

Рады видеть свою учительницу и третьеклашки. Приобнимут и спешат к своим партам, где разложены яркие сухие листочки.



— Сегодня мы соберем осенние букеты. Будем их рисовать в необычной технике — монотипия, — объясняет Мария Сергеевна.

За сложным названием скрывается нескучное занятие: букеты предстоит составлять из разноцветных отпечатков сухих листьев. Мальчишки и девчонки внимательно наблюдают, как учительница сначала раскрашивает листочек канадского клена красной и желтой гуашью, а затем прикладывает его к чистому листу бумаги. Несколько секунд ожидания — и на белой страничке появился оригинальный узор. Парочку таких отпечатков листьев разной формы — и вот уже готов отличный букет. Просто и увлекательно. Правда, прежде чем примерить на себя роль флористов, ребятам нужно решить еще одну задачку — нарисовать вазу. Поэтому из разных концов класса то и дело звучит: «Мария Сергеевна, подойдите ко мне». И наша собеседница терпеливо помогает выводить контуры ваз различной формы.



С первым рабочим местом Маше повезло: она попала в школу с богатой историей — в этом году первый звонок прозвенел здесь в 50–й раз. В учительской с гордостью рассказывают: в некоторых классах учится уже четвертое поколение семей, а многие педагоги — выпускники этого же учебного заведения. Но этот День учителя для молодого специалиста особенный еще и потому, что в гости приедут мама и папа — тоже педагоги. Валентина Кондратьевна, учитель начальных классов, и Сергей Петрович (преподает труд, музыку и черчение) работают в Святовольской базовой школе. Когда–то родители Маши вместе распределились в деревню Рудня, проработали там год, поженились и переехали на родину мужа — в деревню Святая Воля. С тех пор и трудятся бок о бок более четверти века. Еще и 8 детей воспитали: у Марии пять братьев и две сестры. Наша собеседница в семье четвертая, но первая, кто решил продолжить профессиональную династию, а по ее стопам пошла и младшая сестра — поступила в педколледж в Пинске на начальное образование. Кстати, главный праздник в семье Павловских — 1 сентября. Мало того, что День знаний, так еще и день рождения Валентины Кондратьевны. Поэтому все стремятся домой, чтобы объединиться за семейным праздничным столом.



Каково это — учиться в школе, где работают родители? Маша улыбается: мол, маминой ученицей быть не довелось, а вот папа вел в 9–м классе черчение. Одноклассники не сомневались: у нее уж точно будет 9 — 10 по этому предмету. Но папу на уроках она называла исключительно Сергей Петрович, а домашнее задание всегда делала сама...

Связать свою жизнь с преподаванием в начальных классах Маша решила, когда сама ходила в младшую школу. Сейчас она вспоминает, что с детства с удовольствием помогала с уроками младшим братьям, всегда нравилось работать с малышами. А любовь к детям — на первом месте в их большой семье. Было и на кого равняться: увлекала мамина подготовка к урокам, вдохновляла первая учительница Елена Ивановна. И потом, считает Мария, если, скажем, литература — это фактически одно и то же каждый урок, то начальные классы — полное разнообразие: еще и математика, труд, изо. И свои способности проверить можно, и детей чем–то увлечь.



— А сейчас с мамой советуетесь?

— Конечно. Мне очень повезло, что у мамы в этом году тоже третий класс. Всегда можно позвонить и спросить, как лучше провести урок. А еще у меня есть наставник в школе, Светлана Анатольевна Плющеня. Она тоже преподает в третьем классе и всегда охотно отвечает на мои вопросы, потому что в начале года у молодого учителя их очень много.

— Какие впечатления от первого месяца работы? — интересуемся у Марии о ее боевом крещении в профессии.

— Хотя практику я обычно проходила именно в третьих классах, предполагала, что будет сложно. Особенно непростой казалась работа с родителями, и радует, что я ошибалась. Конечно, третий класс — это не первый, детям нужно было ко мне привыкнуть. Но очень интересно работать с ребятами этого возраста на уроках, где можно поговорить и порассуждать. Они все такие разные, и без улыбки тут просто нельзя.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter