На концертном поле Минска появился новый могущественный игрок

Буги-вуги для цимбал

Что творится в консерваторском королевстве? Ближе к семи вечера на помпезном гранитном крыльце толпится народ. Суетятся, нервничают, спрашивают лишний билетик...


Концерты в консерватории были всегда. С тех самых пор (почти 60 лет назад), когда построили здание с залом. Но публика на них не ходила. Даже сверхизысканные концерты вроде четырех баллад Шопена в исполнении Лилии Дворжец собирали максимум ползала. А чаще в партере были только родственники — пресловутые «три сестры и дядя Ваня».

В последнее время публики всегда много. Бывает, что зал не вмещает всех желающих, и с 5 апреля вход осуществляется только по билетам, которые раздают на вахте за час до начала. Цена билета — одна улыбка. Понятное дело, что билетики эти расходятся быстро.

И вот на волне всеобщего энтузиазма возникла идея Пасхального фестиваля. Зачинщицей, как водится, выступила ректор Белорусской академии музыки Екатерина Дулова. Идея заключалась в том, чтобы в нескольких концертах показать, на что способна белорусская система музыкального образования, и превратить эти концерты в праздник.

Вообще–то обучение студентов и концерты — вещи совершенно разные. Но основная задача Академии музыки как раз и состоит в том, чтобы подготовить студентов к концертной деятельности. То есть научить придумывать оригинальные проекты, красиво их упаковывать, сотрудничать друг с другом в их реализации, не бояться публики и журналистов. И при этом блестяще играть на своем инструменте, быть личностью и уметь выражать себя через музыку.

Пасхальный проект академии состоит из четырех концертов. В первом — «От ансамбля до оркестра» — выступили студенты оркестрового факультета. В первом отделении — целая россыпь эффектных духовых ансамблей. Во втором — камерный оркестр академии под управлением заведующего кафедрой оркестрового дирижирования Петра Вандиловского. В их исполнении впервые прозвучала замечательная, на мой взгляд, оркестровая сюита белорусского композитора Александра Литвиновского Consort Lessons, которая переносит нас в атмосферу бытового музицирования эпохи барокко, и «Триптих Боттичелли на рождение Христа» Отторино Респиги.

Второй концерт — «Скарбы музычнай спадчыны» — был целиком отдан факультету народных инструментов. «Какая скука!» — скажет какой–нибудь сноб. Но концерт оказался феерическим. Могли ли мы представить, что «Павей, ветрык», «Перапёлка» и другие белорусские песни зазвучат, как ричеркары XVI века? Чудо, сотворенное гитарным оркестром под управлением профессора Валерия Живалевского, который одновременно выступил и как автор этой изумительной обработки.

А затем на сцену вышел пятиклассник Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской академии музыки Назар Лагун. Он шел, сгибаясь под весом огромного концертного баяна, за которым его самого едва было видно. Но когда начал играть, возникло ощущение, что это зрелый музыкант. Еще одно такое же чудо — цимбалистка–второклассница Екатерина Друзик.

И в рифму им — взрослые, известные музыканты: баянист Сергей Бутор, живущий ныне в Германии прославленный цимбалист–виртуоз Михаил Леончик (меня совершенно потрясло исполнение концерта Вивальди «Зима»), гитарист Павел Кухта... Какое созвездие имен, индивидуальностей, талантов!

Были в концерте и озорные, веселые номера. Три девушки — Екатерина Башкова (домра), Ольга Бородейко (балалайка) и Ольга Киранова (фортепиано) — зажигательно исполнили фантазию на тему еврейской песни «Шалом!», а ансамбль цимбалистов «Лилея» после длиннющей «Молдавской сюиты» исполнил на бис самые настоящие буги–вуги.

Продолжение следует!

juliaandr@gmail.com


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter