Будущее — за стационарной торговлей

В Минске, возможно, скоро откроется новый туристический маршрут под названием “Шоп-тур”. По торговым центрам, супермаркетам и гипермаркетам. В прошлом году их построили столько, что даже за день трудно будет объехать.

Рынки начали сдавать позиции
Во многих крупных магазинах сейчас очень ходовым товаром, к примеру, являются горшочки с зеленью Минского парниково-тепличного комбината: укропом, петрушкой, кинзой, базиликом, сельдереем, щавелем, рокколой прямо с почвой, в которой они росли. Поставил на окно вместо вазона или в холодильник — и состригай себе в тарелку сколько хочешь. Можно поливать, чтобы зелень долго не завяла.
На рынке такой “вазон” в зимний период продать проблематично: если морозят хурму и апельсины, то заморозят и петрушку. Как только на улице температура опускается ниже нуля — целые торговые ряды превращаются в морозильники под открытым небом. Отсутствие закрытых отапливаемых павильонов — одна из причин, почему в 2006 году темпы роста товарооборота магазинов оказались в Беларуси вдвое выше, чем темпы роста товарооборота рынков. Эта новая тенденция уже привела к изменению пропорций стационарной и рыночной торговли: стационарной у нас теперь — 65 процентов от общего объема товарооборота, рыночной — 35 процентов.
Земельные участки должны использоваться эффективно
В столице дошло до того, что заговорили даже о возможности закрытия тех рынков, которые имеют жалкий вид, чтобы передать эти земельные участки другим собственникам и построить супермаркеты. Из 22 минских мини-рынков 14 не выполнили программы по благоустройству. Очень напрягает власти и то обстоятельство, что на долю индивидуальных предпринимателей приходится 69 процентов всех жалоб в Министерство торговли. И соцопросы показали: 80 процентов респондентов крайне недовольны качеством товаров, которые они приобрели на рынках (на первом месте жалобы на обувь), 74 процента шокированы несоблюдением санитарных норм на рынках (в том числе тем фактом, что нередко продавцы курят покупателям прямо в лицо), 64 процента опрошенных не смогли получить на рынках нужной информации о характеристиках товара (есть или нет в продукте консерванты и прочие добавки).
Первыми кандидатами на ликвидацию являются рынки в столичных микрорайонах Шабаны, Курасовщина, на Партизанском проспекте возле ресторана “Сосны”.
Фирменные джинсы за 30 тысяч
Торговля Беларуси становится все более цивилизованной, покупатель — все более привередливым. Ценовой фактор как был, так и остается главным. Но рынки начали терять и это преимущество. В гипермаркете “Простор”, по уверению администрации, цены на 10 процентов ниже, чем в среднем по городу. А в подземном центре “Столица” новую одежду можно купить по такой цене, которой не встретишь ни на одном рынке, поскольку здесь проводят распродажи с 70 процентами скидки. К одному из павильонов постоянно стоит очередь.
В ближайшие пять лет в Беларуси планируется реализовать еще 44 инвестиционных проекта по строительству крупных торговых объектов, из них 12 — в Минске. Так что рынкам будет еще труднее выживать. Они, видимо, должны соответствовать прежде всего своему историческому предназначению, то есть быть местом, где граждане смогут продавать излишки выращенной ими продукции, ненужные вещи либо предметы ремесленной деятельности.
Впрочем, труднее становится выживать не только рынкам, но и магазинам вблизи гигантов. После открытия в столице гипермаркетов “Корона” и “Простор” потери товарооборота ближайших универсамов в первое время составляли до 10 процентов каждый месяц.
Борьба за покупателя все обостряется
В этой ситуации возрастает роль государственного регулирования. И государство старается определить оптимальное соотношение различных форматов торговых объектов в интересах населения. Очевидно, что нам нужны и супермаркеты, и небольшие магазины возле дома для приобретения товаров повседневного спроса. Задача государства — не допустить, чтобы они исчезли, как исчезают кафетерии, уступая место ресторанам. Если человеку необходимо купить пакет молока, то не очень-то удобно искать его на площади в 6 тысяч квадратных метров.
На недавней коллегии Министерства торговли одним из основных направлений его деятельности на ближайшее время был назван “пересмотр генеральных схем развития торговой сети городов”. И не только из-за активного строительства крупных магазинов, но и потому, что многие приватизированные торговые объекты уже много раз поменяли специализацию. Осознать необходимость такой работы министру торговли Александру Иванкову помогла в том числе и “прямая линия” с читателями “Народной газеты”, материалы которой мы начнем публиковать на днях. Звонок читательницы из столичного микрорайона Масюковщина, записанный на диктофон, пришлось прослушать всем участникам коллегии. В нашем военном городке, говорила женщина, все объекты продали, даже КПП. В итоге мы теперь имеем три однотипных частных магазина, в которых спиртное, сигареты, колбаса, крупа, и — ни одного нормального продуктового магазина, где присутствовал бы широкий ассортимент товаров. Промтоварного больше нет, овощного тоже... Зато есть офисы каких-то фирм, которые заполонили дворы автомобилями...
Каждому члену семьи — по телевизору!
Новая тенденция в торговой сфере — опережающий спрос на непродовольственные товары, который всегда являлся главным индикатором роста благосостояния общества. Если реализация продуктов питания в 2006 году увеличилась на 17 процентов, то реализация непродовольственных товаров — почти на 29 процентов. И удельный вес непродовольственной группы в общем товарообороте достиг 47 процентов при 37 процентах в 1995 году.
Похоже, мы так разбогатели, что можем себе позволить не только по второму, но и по третьему телевизору. Не говоря уже о “мобилизации” всей страны. Границы понятия “средний класс” резко раздвинулись, если учесть, что уже 52 белорусские семьи из 100 обзавелись автомобилями. Разве они не средний класс?
Свое или чужое?
Важнейшей задачей отрасли на коллегии Минторга была названа ориентация на отечественную продукцию. В прошлом году в продовольственной группе товаров белорусского производства было около 86 процентов, в непродовольственной — 70 процентов. В то же время в Беларуси много неоправданного импорта, о чем давно уже ставит вопрос правительство: мука, макароны, крупа, соки, минеральная вода, ковры, яблоки и многое другое.
Больше всего тревожит отставание производства от платежеспособности населения вследствие роста реальных денежных доходов. В Минске, Могилевской и Гомельской областях производство потребительских товаров составляет меньше половины от объема продаж. Прошлым летом, например, в Беларуси случился невиданный урожай яблок. Однако где они сейчас? Снова завозим яблоки из Польши и Молдовы... Не рыбный день, а рыбная неделя?
На ближайшие три года Минторгом поставлена задача резко увеличить ассортимент рыбы и морепродуктов. Для этого в каждом продовольственном магазине торговой площадью больше 150 квадратных метров должен открыться рыбный отдел с наличием во многих из них аквариумов из расчета не менее одного аквариума на 10 тысяч населения в Минске и городах областного подчинения и не менее одного — в городах районного подчинения. За стеклом аквариума, кроме карпа, уже скоро смогут плавать толстолобик, белый амур, карась, щука, сом, окунь, ерш, форель, осетр, стерлядь, бестер. Свежемороженую рыбу потеснит живая?
Таким образом, в торговой отрасли — большие перемены. Нам осталось только больше зарабатывать, чтобы регулярно проводить сравнительный анализ: в каких торговых точках удобнее всего совершать покупки...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter