Будущее — за непрерывным образованием

Анна Рябова — о развитии вузовской науки в Академии управления

Именно оно позволит предельно быстро доносить все новые веяния в максимально широкую управленческую среду

Вузы во многих странах давно перестали быть просто заведениями, которые обучают. Их роль гораздо шире. И в первую очередь, наверное, это связано с активным развитием вузовской науки. Вузы становятся центрами, не только аккумулирующими, но и генерирующими инновации, прекрасными площадками для формирования и развития интеллекта, креативности и профессионализма. Что в этом направлении делается в Академии управления? Этот и другие вопросы мы адресовали проректору по научной работе Академии управления при Президенте Беларуси кандидату технических наук Анне РЯБОВОЙ (на снимке).

— Для Академии управления научная деятельность — один из важнейших приоритетов. Мы обучаем управленцев, поэтому наши подходы и методики должны быть, с одной стороны, уникальны, а с другой — тщательно апробированы. Поэтому мы ведем научно-исследовательскую работу в нескольких формах. У нас все кафедры проводят научные исследования по тематике, лежащей в русле нашего единого научного направления, но, естественно, по проблематике, соответствующей специфике конкретной кафедры. Это дает нам возможность решать реальные задачи, возникающие в государстве, и постоянно актуализировать учебный процесс.

Для придания большей системности научным исследованиям у нас выделен в отдельную структуру и работает Научно-исследовательский институт теории и практики государственного управления. Тематика его исследований — это повышение эффективности государственного строительства, образовательных технологий для подготовки управленцев, системное видение кадровой политики, модельные подходы в исследовании развития государства, новые технологии самообразования.

Помимо этого, институт является ключевым звеном в обеспечении дистанционного обучения, поддержке крупных государственных электронных ресурсов, правовой экспертизы.

— На какие исследования сегодня делает ставку Академия управления?

— Их несколько. Во-первых, это вопросы эффективного управления в условиях различных интеграционных объединений. Мировые тенденции таковы, что в той или иной форме нам приходится работать в условиях тесного взаимодействия с другими странами. Это влечет необходимость изучения и гармонизации наших правовых баз, сопоставления квалификационных требований к профессиональным качествам работников, согласования технологий обучения. То есть речь идет о разработке национальной рамки квалификаций и эффективных механизмов управления крупными проектами, как в стране, так и на межгосударственном уровне.

Также одним из приоритетных направлений наших научных исследований является государственно-частное партнерство. Несмотря на то что законодательство в этой сфере находится еще на стадии проработки, мы уже открыли магистратуру и начинаем готовить специалистов.

Еще одно направление связано с совершенствованием учебного процесса в Академии управления — развитие и повышение эффективности самообразования, в основе которого лежит дистанционное обучение. Мы видим, что в последние годы оно развивается быстрыми темпами и играет одну из ведущих ролей среди форм получения знаний. Тому есть ряд причин, в числе которых — расширение числа желающих получить образование, занятость по основному месту работы действующих управленцев, возможность реализации широкого набора образовательных услуг, его быстрой модификации и стремление снизить стоимость обучения. Мы изучаем мировой опыт и, выбирая лучшее, постоянно развиваем наши образовательные возможности.

— С помощью исследований вы можете ответить на вопрос, как воспитать профессионального управленца? И, главное, как оценить качество его подготовки?

— В процессе «выращивания» управленца высокого уровня есть три ключевых момента. Его надо правильно отобрать, правильно обучить и настроить на режим постоянного профессионального развития.

Одним из основных инструментов отбора во всем мире является психологическое тестирование. Мы идем по такому же пути. В нашем НИИ теории и практики госуправления разработан и апробирован авторский вариант тестирования, которое позволяет давать обоснованные заключения о степени способности конкретного человека к управленческой деятельности.

Мы переориентируем наши образовательные программы на реализацию компетентностного подхода к обучению, получившего широкое распространение в мире. Суть его в том, что весь процесс обучения ориентирован не на статичное накопление знаний, а на формирование у выпускников способности решать с помощью полученных знаний конкретные задачи.

Учитывая поставленные задачи, мы, естественно, отдаем предпочтение активным формам обучения, позволяющим нашим студентам мобильно апробировать полученные знания в квазиреальных условиях. Например, нашим центром информационных технологий совместно с кафедрами создаются деловые игры по различным курсам, которые пользуются огромным успехом. Также практикуется использование одной из наиболее популярных гарвардских форм обучения — «case-study», основанной на создании пакетов реальных ситуаций для отработки со студентами.

Поскольку дать оценку качества подготовки специалиста возможно только при решении конкретных управленческих задач, то наша цель — смоделировать условия, максимально приближенные к реальным, и разработать соответствующую оценочную шкалу, которая и должна стать инструментом для оценки овладения управленческими навыками.

— В целом насколько охотно сегодня студенты академии идут в науку?

— Достаточно охотно. В вузе — большой потенциал. У нас на 19 кафедрах трудятся 44 доктора и 183 кандидата наук. Практически при каждой кафедре действует студенческий научный клуб. Наши студенты очень активны, участвуют и занимают престижные места на различных научных и инновационных площадках. Многие, закончив сначала магистратуру, а потом аспирантуру, остаются в родном вузе.

Но сегодня процент магистрантов невелик, поскольку это около 7 % от общего числа студентов академии, что определяется нормативными требованиями. Но с переходом на 4-летнее обучение, мы полагаем, эта цифра вырастет, поскольку основные акценты по формированию специализации будут смещены именно в область магистратуры. В ней будут изучаться практикоориентированные дисциплины, позволяющие обеспечить высокий уровень квалификации по конкретному востребованному направлению.

Возможно, подготовка магистров в сфере управления должна будет осуществляться на уровне госзаказа. Например, специалисты в области электронного правительства, выпускники специальности «управление информационными ресурсами» — это те, кто в будущем может пополнить ряды госорганов в области управления информационными ресурсами. Таких специалистов сегодня остро не хватает.

Мы приветствуем стремление наших студентов проявлять себя на площадках управленческой деятельности. Так, на молодежном инновационном форуме победила наша студентка с проектом «Уникальная Беларусь. Беларусь в фактах и лицах». На первый взгляд, таких проектов много, но привлекателен он тем, что аккумулирует не официальные факты о нашей стране, а активизирует интерес к Беларуси на уровне общей популяризации, через яркие, запоминающиеся примеры. Например, то, что рецепт «Сникерса» разработал белорус, что первым сигнал с «Титаника» принял белорусский радист.

Другой проект, к которому, кстати, уже проявили интерес инвесторы, объединил сайты всех предприятий отечественной легкой промышленности на площадке «Беллегпрома». С его помощью легко и удобно можно получить информацию о производимой продукции, размерах и ценах, условиях приобретения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter