Будущее — за качеством

Лидский лакокрасочный завод, который в советские времена называли флагманом химической отрасли, оказавшись в начале 90-х в полосе рыночного шторма, стал терять управление, скорость движения, и уже, казалось, ветры перемен неминуемо несут его на скалы банкротства. Однако в последние годы ситуацию удалось коренным образом изменить. В ОАО “Лакокраска” была введена “золотая акция”, и государство взяло “штурвал” на себя. Предпринятые концерном “Белнефтехим” меры привели к финансовому оздоровлению завода. Благодаря этому сегодня он вышел на стабильный ритм работы. Открылись новые сбытовые горизонты, запущен маховик масштабной реконструкции, полным ходом идет обновление ассортимента продукции. В начале нынешнего года предприятие возглавил Иван Петрович СИДОРОВ.

Его можно с полным правом отнести к генерации зарождающегося нового директорского корпуса республики. 
Людей, выросших на стыке перехода из одной эпохи в другую: энергичных, предприимчивых, эрудированных теоретиков и чутко реагирующих на изменения условий практиков.
Какой путь предстоит пройти заводу, чтобы твердо стать на курс? Вот что думает на этот счет директор...
Об экономической политике
Наше государство проводит социально направленную экономическую политику. И одна из главных задач для любого руководителя — сохранение рабочих мест, а этого можно добиться только через увеличение объемов производства востребованной потребителями продукции.
Изначально предприятие строилось под очень большие объемы выпуска лакокрасочных материалов. В то время, когда завод обеспечивал потребности европейской части СССР, ассортимент продукции был довольно скромный, однако “выпуски были высокотоннажные”.
Сейчас рынок диктует иные требования: нужно учиться удовлетворять запросы множества потребителей. И если сравнить нынешний ассортимент с существовавшим в советские времена, то он увеличился в разы. Каждый год разрабатывается не менее 15—20 новых марок и расцветок материалов. Но и прежние краски, эмали, которые выпускались 20—30 лет и пользуются спросом, тоже не забыты и постоянно совершенствуются.
Требования клиента — это закон. Даже если предприятию это не всегда и выгодно. К примеру,  частые переходы с производства одной краски на другую не самым лучшим образом отражаются на производительности. Ведь чем больше объемы, тем меньше условно-постоянные расходы и себестоимость, а значит — конкурентоспособнее продукция. А сегодня потребитель, как правило, ориентируется на ценовой фактор. Но мы идем на определенные издержки, к тому же гарантируем высокое качество своего товара. Если отойти от этого правила, то покупатель, убежден, рано или поздно отдаст предпочтение другому производителю. Поэтому качество — это будущее предприятия.
О планах
Еще несколько лет назад мощности завода были загружены в лучшем случае на
40 процентов. В 2007 году планируем выйти на 75 процентов. Наращивание объемов должно идти, опять же, без ущерба для качества. Для этого на заводе реализуем ряд инвестиционных проектов. Главные направления — обновление оборудования и оптимизация технологических процессов. Говоря о количественных показателях, подразумеваем, что наш товар должен соответствовать европейскому уровню.
За последние годы весомую помощь оказало заводу государство в лице концерна “Белнефтехим”. Основные финансы направляются на реконструкцию производства фталевого ангидрида (сырья для лаков, пластификаторов). В прошлом году было освоено порядка 3 миллиардов рублей. На этот год — суммы  во много раз большие. Проект предусматривает, в частности, установку нового контактного аппарата и замену технологического оборудования в отделении кристаллизации. Это позволит существенным образом снизить себестоимость. В начале следующего года должна войти в строй первая реконструированная очередь по производству фталевого ангидрида, а через год — вторая, благодаря чему увеличим его выпуск вдвое — до 48 тысяч тонн в год.
Одновременно ведется и модернизация системы энергообеспечения предприятия. В производстве фталевого ангидрида вырабатывается много технологического пара, а значит, есть возможность производить из него собственную электрическую и тепловую энергию, обеспечивать завод горячим водоснабжением, то есть уходить от зависимости газовых поставок.
Планируем также закупить оборудование для производства органорастворимых красок. Думаем и о более глубокой переработке фталевого ангидрида и производстве из него  пластификатора, который применяется при производстве различных материалов.
Это лишь небольшая часть инвестиционных проектов. После их осуществления (ориентировочно 2009—2010 годы) износ основных фондов снизится на 20 процентов. Иными словами, у предприятия появятся новые перспективы.
Что касается зарубежных инвестиций, то Запад ориентируется на одно: деньги можно вкладывать только туда, где гарантирована быстрая отдача. Инвестиционная привлекательность большинства наших производств только сейчас начала повышаться. Ряд ведущих иностранных производителей оборудования предлагает нам не только те или иные станки, но и инвестиции.
О новинке
В нынешнем году вошел в строй цех водно-дисперсионных красок, лаков и эмалей. Он оснащен современным технологическим оборудованием с колеровочными машинами, современным фасовочным оборудованием для расфасовки материалов в удобные ведра и баночки. Это новый для завода вид продукции. В нынешнем году планируется произвести ее около  2 тысяч тонн, а затем выйти на запланированные 7 тысяч тонн.
О науке
Стандарты, которые сейчас предъявляются к лакокрасочным материалам (ЛКМ), достаточно высоки. А переход на экологически чистые материалы — это большие затраты и вложения. Однако это заставляет производителей развиваться.
Наша проблема в том, что практически вся бывшая советская научная база по разработке ЛКМ располагалась в Украине и России. К тому же в Союзе существовал единственный НИИ, который разрабатывал рецептуры почти для всех заводов СССР. Поэтому сегодня нашей стране приходится создавать научную базу практически с нуля. Около трех лет назад на лидском заводе открылся научно-технический центр, где собраны лучшие специалисты. За это время ими разработаны десятки новых материалов, часть которых находится в серийном производстве, а часть — на испытаниях или доработке. У нас контролируется около 20 техпоказателей. Причем все — в соответствии с западными стандартами.
Мы также активно сотрудничаем с научными коллективами страны. Прежде всего — это Белорусский государственный технологический университет, где выпускают специалистов именно для лакокрасочной отрасли (там, кстати, разрабатываются эмали с пониженной температурой сушки для предприятий Минпрома). Работаем и с Институтом общей и неорганической химии Национальной академии наук — разрабатываются водные материалы на полиуретановой и эпоксидной основах. То есть от науки берем все, что можно.
Но здесь нужно понимать одно: создание лакокрасочных материалов — процесс длительный и дорогостоящий. Собственные лаборатории могут позволить себе только крупные лакокрасочные пред-приятия. Но мы понимаем и другое — без науки сегодня невозможно на равных конкурировать на рынке.
Об умении торговать
Сейчас произвести товар уже мало, нужно уметь его реализовать. В этом плане нам предстоит решать несколько задач. Первая — обеспечить спрос на лаки, краски, грунтовки в Беларуси. В частности, речь идет о предприятиях Министерства промышленности. Согласно программе импортозамещения необходимо разработать ЛКМ, которые бы удовлетворяли самым высоким требованиям. Мы уже вышли на ряд зарубежных партнеров, которые являются ведущими производителями подобных материалов. К началу осени, думаю, можно будет говорить уже о конкретных результатах нашей работы.
Далее предстоит расширить свои позиции в строительстве, для чего и нужны ЛКМ на водной основе. А здесь конкуренция особенно высокая. (На данный момент подобный материал в Беларуси выпускается многими мелкими производителями, у которых зачастую нет даже лаборатории качества.) Мы выходим на этот сегмент рынка и надеемся там занять свою нишу.
Что касается экспортных поставок, то основные наши маршруты — это Россия и Украина. К примеру, на выставке в Москве “Интерлакокраска-2007” ряд представителей высказали желание быть нашими дилерами, и сейчас прорабатывается вопрос создания торговых домов в Татарстане, Казахстане и Волгограде.
Серьезную помощь в продвижении нашего товара оказывает концерн “Белнефтехим”, у которого есть большая товаропроводящая сеть. Кроме того, мы создаем свою. В Беларуси во всех областях имеем региональные склады, где продукция продается по ценам предприятия.
Чтобы стать ближе к потребителю, планируем приобретать малотоннажный транспорт для доставки наших товаров в торговые точки.
Об экологии
На территории бывшего Советского Союза лидский завод был единственным  в своем роде, где имелись и, конечно, сейчас имеются, причем во многом уже модернизированные, очистные сооружения. На предприятии сертифицирована система управления окружающей средой на соответствие требованиям национального и международного стандарта ИСО серии 14000. В начале апреля международные эксперты подтвердили этот стандарт. На “Лакокраске” ведется постоянный мониторинг по всем показателям, которые оценивают состояние экологии.
О кадрах
Есть такое тривиальное, но не потерявшее своей актуальности выражение: кадры решают все. А еще говорят: человек ищет, где лучше. А лучше — это достойная заработная плата и хорошие бытовые условия. Могу сказать однозначно: зарплату на предприятии нужно повышать, и до конца года планируем ее увеличить на 30 процентов. Но важно, чтобы каждый руководитель на своем участке настроил людей ответственно относиться к порученному делу. А что такое ответственность? Это принятие решения и его выполнение. Имея три общежития, завод помогает работникам в улучшении жилищных условий. Есть и свой медпункт, сейчас сюда закупаем современнейшую стоматологическую установку. В санаторий, который расположен в прекрасном живописном месте, где работает очень хороший, квалифицированный персонал, путевки заводчанам предоставляются со скидками.
О времени
У завода были времена и стабильности, и резкого падения. Я пришел в период подъема. Но в связи с последними событиями (повышение цен на энергоресурсы) начался довольно серьезный этап, когда необходимы особо выверенные, особо точные и эффективные действия. Я убежден, что этот очень сложный и ответственный отрезок коллектив  предприятия пройдет достойно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter